• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • В России может появиться обувной кластер

В России может появиться обувной кластер

By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Credits: Zenden

В РФ намерены создать обувной кластер, в который предлагают включить Дагестан, Ростов-на-Дону и Подмосковье — эти регионы традиционно специализируются на производстве такой продукции. Участники рынка уже готовят концепцию проекта, рассказал «Известиям» один из них. Его главная цель — увеличить долю отечественного производства до 30 процентов. Разработка документа идет при поддержке Минпромторга, добавил собеседник издания. Само ведомство готово к организации кластера в Дагестане, упомянул он.

Минпромторг готов поддерживать промышленные кластеры как в этих регионах, так и в тех, где есть компетенции в легкой промышленности, а бизнес заинтересован в привлечении дополнительных мер для реализации новых проектов, рассказали «Известиям» в ведомстве. Там напомнили, что по поручению президента с 1 января 2023 года министерство запустило льготный режим для промышленных кластеров. Он включает в себя различные льготы, среди них: ставка по кредитам — треть от ключевой ЦБ плюс 3 проц, снижение тарифов страховых взносов до 7,6 проц, субсидии на возмещение максимум 50 проц затрат на покупку стартовых партий комплектующих (до 150 млн рублей). Кроме того, компании из промышленных кластеров могут участвовать в процедурах налогового и таможенного мониторинга — это освободит их от данных проверок.

В Обувном союзе знают о подготовке концепции, сказали «Известиям» в организации. Но развивать этот проект в текущих условиях будет непросто: как и весь бизнес в РФ, производители обуви столкнулись с санкционными ограничениями, для них закрыты многие зарубежные рынки. В союзе подчеркнули, что розница в вопросах развития легпрома играет ключевую роль: все сильные игроки этой промышленности в мире выбирали серьезные меры поддержки своей торговли и производства.

Так, власти Турции помогали обувной рознице развиваться в других странах. Правительство оплачивало 100 процентов арендных платежей в течение года при запуске торговых точек за рубежом, а также брало на себя расходы за участие компаний в международных выставках на протяжении нескольких лет — вплоть до оплаты командировок для сотрудников компании. Всё это в комплексе позволило стране укрепиться на мировом обувном рынке.

Это автоматически подхлестнуло развитие производства. Плюс к этому собственные фабрики по изготовлению обуви также получали льготы: например, в Китае, Вьетнаме, Индии и Турции давали отрицательную ставку по кредитам, обнуляли часть налогов, предоставляли бесплатный лизинг некоторого оборудования и так далее.

Россия может довести долю собственного производства до 50 процентов, именно такой показатель способен обеспечить национальную безопасность в этой отрасли, сказал «Известиям» президент Российского союза кожевенников и обувщиков, председатель совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь Сурин. Сегодня в стране производят 100 млн пар при потреблении в 500 млн пар, то есть потенциал для импортозамещения очень хороший.

Производители могут обеспечить обувное производство необходимыми материалами для того, чтобы закрыть такие потребности. По его мнению, бизнесу нужны послабления в налогах и в установлении заградительных пошлин для импорта. Это стало особенно актуальным после того, как Россия вступила в ВТО, страна сразу ослабила «защиту» от зарубежной продукции.

— Если говорить конкретно о регионах, которые могут попасть в кластер, то, например, Дагестан и Ростов-на-Дону уже развиваются как обувные города. Правда, там расположены небольшие производства, которые имеют потенциал для развития. При правильной поддержке они могут кратно увеличить свои обороты, — сказал Игорь Сурин.

В РФ намерены создать обувной кластер, в который предлагают включить Дагестан, Ростов-на-Дону и Подмосковье

Производителям нужны конкретные льготы для того, чтобы увеличить производство, считает управляющий партнер изготовителя и продавца обуви Zenden Александр Сарычев. Прежде всего, это борьба с контрафактом, доля которого по некоторым регионам достигает более 50 процентов.

— Достаточно сложно конкурировать с поддельной продукцией, на которую нанесены имена иностранных брендов: покупатели делают выбор в сторону более дешевого товара, — отметил Александр Сарычев. — До сих пор обязательная маркировка обуви не показала своей эффективности, доля поддельной продукции остается прежней — регуляторы лишены возможности проверять продавцов в условиях моратория.

Помимо этого, производителям нужны послабления по социальным налогам и НДС — снижение до 15 процентов и 13процентов соответственно, как уже сделали в странах СНГ. Это способно подхлестнуть промышленность в целом по стране, а не в отдельном кластере, подчеркнул Александр Сарычев. Также бизнесу важен запрет на работу самозанятых с юридическими лицами, в противном случае в отрасли будет продолжаться отток кадров.

Дело в том, что в некоторых сферах работодатели могут экономить на страховых взносах и других налогах на самозанятых, тогда как обувное производство по закону не может нанимать таких сотрудников — для предприятий нужны квалифицированные и обученные кадры, которые работают по графику. Молодые люди активнее выбирают непроизводственные профессии, как раз те, которые позволяют выбирать режим самозанятости: низкие соцналоги позволяют работодателям предлагать таким сотрудникам большую зарплату.

В ЦРПТ уточнили, что благодаря маркировке доля нелегальной продукции на обувном рынке сократилась на треть — с 15 процентов  в 2019 году до 10,3 процента на конец 2022 года (по данным ВШЭ). Нарушений на рынке обувной продукции, по данным Роспотребнадзора, стало в 2,5 раза меньше, пишут "Известия".

obuv
одежда. обувь
Zenden