• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Выручка ТЦ упала на 15 проц за два года

Выручка ТЦ упала на 15 проц за два года

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Обороты торговых центров не вернулись к допандемийному уровню, несмотря на отсутствие ограничений в 2021 году. В Москве выручка моллов за первые шесть месяцев этого года упала на 15 проц в сравнении с аналогичным периодом 2019-го, сообщили «Известиям» в Российском совете торговых центров (РСТЦ).

В то же время по сравнению с первым полугодием 2020 года обороты ТЦ выросли на 9 проц.

Эксперты считают, что в период пандемии значительное развитие получил сегмент онлайн-торговли, за счёт чего и упала посещаемость торговых центров.

— Доходы ТЦ сильно разнятся от региона к региону. В некоторых субъектах РФ всё еще действуют ограничительные меры внутри ТЦ, и обстановка там неоднозначная. Например, в Белгороде до сих пор не работают детские развлекательные центры, — сказал президент РСТЦ Дмитрий Москаленко.

В период пандемии значительное развитие получил сегмент онлайн-торговли

В целом по России в большинстве своем показатели моллов постепенно приближаются к уровню 2019 года, добавил он.

Ритейлеры, торгующие продуктами, товарами первой необходимости, а также аптеки, зоомагазины, салоны сотовой связи переносили ограничения в пандемию достаточно хорошо, отметил Дмитрий Москаленко. По его словам, фуд-кортам, развлекательным заведениям, детским уголкам и местам общественного питания было гораздо труднее. И хуже всего пришлось кинотеатрам и детским развлекательным комплексам — их загрузка так и не восстановилась, рассказал эксперт.

Некоторые категории арендаторов, напротив, демонстрируют рост выручки, в первую очередь это относится к ритейлерам сегмента «средний минус» и «дисконт», сказала руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL Полина Жилкина. Потребительский спрос переориентировался на более доступное предложение, такие бренды фиксируют увеличение оборотов за счет прибавки среднего чека и целевого трафика, пояснила она.

Оборот ТЦ в Москве не вернулся к допандемийному уровню в том числе потому, что часть аудитории продолжает заботиться о здоровье и избегать больших скоплений людей, отметил управляющий партнер Praedium Александр Ошурко. По его словам, к концу года ожидался рост на 8–10 проц по сравнению с 2019-м, но вряд ли этот показатель будет достигнут.

На низкие темпы восстановления сегмента влияет и снижение покупательской способности населения на фоне роста цен, указала региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева.

С начала пандемии ТЦ по собственной воле не закрывались, но были случаи изъятия бизнеса банками, отметил Дмитрий Москаленко. Например, как сообщалось ранее, Сбербанк выставил на продажу 19 торговых центров в разных регионах, которые он получил за долги от владельца развлекательного парка «Остров мечты». От продажи банк рассчитывает выручить около 22 млрд рублей.

Пандемия стала значительным стимулом для развития сегмента онлайн-торговли, сказала старший директор, замруководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина. В 2015–2019 годах среднегодовой рост рынка электронной коммерции составлял 24 проц, и ожидалось сохранение такого темпа роста в перспективе нескольких лет. Теперь среднегодовой рост на ближайшие пять лет прогнозируется на уровне 37 проц, сказала она.

Фото: ТРЦ "Мари"

Торговый центр
выручка