• Home
  • Novostee
  • Выставки
  • Обзор российского fashion рынка: факты, тренды, прогнозы

Обзор российского fashion рынка: факты, тренды, прогнозы

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Выставки

На фоне слабого рубля рост цен на модные коллекции FW 15-16 стал вынужденной мерой для розничного бизнеса. Ритейлеры повысили цены на 20 проц и более.

Как заявила в рамках выставки CPM (на форуме RFRF) генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, дистрибьюторы иностранных брендов (представители компаний и мультибрендовые магазины) вынуждены поднимать цены при всем своем нежелании. Картина получается следующая. В первом полугодии 2015 года продажи в пересчете на валюту в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократились на 25-40 проц и более.

Сети, которые производят сами под свои метры, имеют возможность на какое-то время «заморозить цены» за счет экономии на качестве изделий (производство из дешевых или стоковых тканей, упрощенные базовые модели). Они могут оставить в своем ключевом ассортименте привлекательные по ценам категории, но при этом на остальные группы товаров цены неизбежно вырастут.

А вот крупные международные вертикальные бренды могут себе позволить возможность не снижать качество и не повышать цены в России за счет своих основных рынков сбыта. В период спада спроса агрессивная стратегия ценообразования – это выделений группы товаров «price killers» (розничная наценка отсутствует) в основных категориях продаж.

"Представители реального бизнеса понимают, что поднимать цены сегодня - означает "убивать" свой бизнес, но выбора уже нет. Западные бренды перестали быть лояльными к России из-за невыкупленных коллекций, задержек с оплатой. Есть бренды, полностью ориентированные на российский рынок, такие как Trussardi, они могут изменить коллекцию для нашего рынка, удешевить ткани, но большинство брендов этого делать не станут. Мировые монстры модного ретейла, такие как Zarа, чей объем продаж в России составляет всего 1-2 проц от объема продаж компании в мире, могут позволить себе работать на нашем рынке "в ноль", продолжать экспансию на фоне ослабления конкуренции", - говорит Анна Лебсак-Клейманс.

Согласно исследованию Fashion Consulting Group, минимальные цены на модную женскую одежду FW 2015-2016 выросли по сравнению с минимальными ценами FW 2014-2015 существенно. Минимальная цена платья в магазине Befree выросла с 600 до 999 руб. (+67 проц), в магазине Oasis - с 3000 до 4480 руб. (+49 проц), в Concept Club - c 1000 до 1399 руб. (+40 проц), в Motivi - с 3000 до 3999 руб. (+33 проц), в Baon - c 1500 до 1999 руб. (+33 проц), в Zarina - c 1600 до 1990 руб. (+24 проц), в Mango - с 1800 до 1999 руб. (+11 проц), в Zara - с 2300 до 2299 руб. (+0 проц), в H&M минимальная цена платья осталась на уровне 799 руб.

Что происходит с фэшн-рынком

На этом фоне идет переток потоков покупателей в e-commerce и дискаунтеры.

Объемы рынка снизятся к концу 2015 г. не менее, чем на 20 процентов, прогнозируют в FCG.

Вывод сделан на основании анализа:

1. Показателей:

• Инфляции
• Роста розничных цен на одежду, обувь и аксессуары в рублях
• Снижения располагаемого дохода населения (в абсолютных и относительных показателях)
• Индекса покупательского доверия

2. Анализа поведения покупателей и динамики рынка после кризиса 2008 года

3. Прогнозов о показателях экономики, перспективах национальной валюты и инвестиционного климата в опубликованных отчетах ведущих международных финансовых институтов

4. Нестабильности рубля в 2015 году

Если объем fashion-рынка (одежда, обувь, аксессуары) в 2014 г cоставил 2 252 млрд руб. (59,3 млрд долл по курсу на тот момент), то, по прогнозу, к концу 2015 году этот показатель снизится до 1 801 млрд руб (-20 проц).

Объем рынка в 2015 году «откатывает» ситуацию на 3-4 года назад, в итоге цифры будут сопоставимы с объемами рынка 2011-2012 годов в рублевом выражении, отметила Анна Лебсак-Клейманс.

Прогноз падения fashion рынка подтвержден результатами продаж I полугодия 2015 года. Продолжающаяся нестабильность курса рубля, рост цент на продукты питания и товары повседневного спроса, снижение доли располагаемого дохода в ежемесячных доходах населения, а также внешнеэкономическая ситуация, в том числе военные действия на Украине, введение дополнительных санкций в 2015 году - все эти факторы определяют значительное снижение потребительского спроса на текстиль, готовую одежду, обувь и аксессуары. Даже при оптимистичном сценарии подъема продаж в осенний период 2015 года.

Одежда, обувь, аксессуары: падение составит около 20 проц

Объем рынка одежды в 2014 г. cоставил 1 383 млрд руб. (36,4 млрд долл). Эта цифра снизится к концу 2015 г. не менее, чем на 20-22 проц (до 1106 млрд руб). При оптимистичном сценарии объем рынка в 2015 году будет сопоставим с объемом рынка 2011 года, ожидают в FCG.

Объем рынка обуви в прошлом году cоставил 607 млрд руб. (15,99 млрд долл). Обувь является более устойчивой категорией фэшн-рынка, чем одежда, так как покупки обуви являются более "рациональной" статьей расходов. По итогам 2015 г объем рынка обуви будет равен 486 млрд руб. (-19,9 проц).

Объем рынка аксессуаров также снизится к концу 2015 г. не менее, чем на 18-20 проц. Если в 2014 г. он составлял 262 млрд руб. (15,99 млрд долл), то в 2015 г этот показатель будет равен 209 млрд руб.

Понятно, что наиболее неустойчиво чувствует себя средний сегмент рынка одежды. Если по итогам 2014 год он занимал 39 проц рынка (540 млрд руб), то по прогнозу, в конце 2015 года его доля сократится до 30 проц (332 млрд руб).

Общий прогноз FCG на конец 2015 года в денежном выражении таков:

Объем премиального сегмента рынка одежды сократится не менее, чем на 15-20 проц

Объем среднего сегмента рынка одежды упадет не менее, чем на 35-45 проц

Объем нижнего (бюджетного) сегмента рынка одежды сократится не менее, чем на 6-10 проц

Прогноз на конец 2015 года в долевом выражении (проц от рынка):

Доля премиального сегмента рынка одежды останется практически неизменной (110 млрд руб против 138 млрд руб годом ранее)

Доля среднего сегмента рынка одежды сократится не менее, чем на 9-10 проц

Доля нижнего (бюджетного) сегмента рынка одежды увеличится не менее, чем на 9-10 проц, до 664 млрд руб (705 млрд год назад).

Существует две разные стратегии ведения бизнеса в кризисный период

"Консервативная" - через сокращение издержек и активности на рынке

"Агрессивная" - увеличение доли на рынке, рост активности

Расширяют свою географию присутствия на российском рынке такие бренды, как Zara, H&M, Mango, Uniqlo. Международные бренды ведут себя более уверенно в период кризиса. Большинство из них показали положительную динамику в разрезе количества магазинов, либо стабильное сохранение площадей. Даже те игроки, которые уменьшили количество магазинов, сделали это в незначительном объеме (от -1 проц до -5 проц – Stradivarius, Marks&Spencer, Zara и Mango – сокращение в июне 2015 года по сравнению с 2014 годом).

Ряд российских игроков остановили рост, но не сократили количество магазинов - Befree, O’stin, Baon, Love Republic, Modis, Спортмастер, Sela.

Некоторые отечественные игроки начали сокращение магазинов (квадратных метров) в сети или заявили о таких планах: например, Oodji, Incity, Vis-a-Vis, Savage.

Несмотря на трудности, в 2015 году в РФ продолжают приходить новые международные бренды (On&On, Tsumori Chisato, Brums, Original Marines, Rocco P., Intersport Run&Fit и др).

С 2011 по июнь 2015 года все международные бренды показали положительную динамику развития торговых сетей на российском рынке. По максимальному абсолютному приросту торговых точек лидирует бренд H&M (+55 торговых точек за 4,5 года).

Что касается периода с 2014 года по июнь 2015 года, то а эти месяцы динамично развивались на рынке РФ большинство брендов. Заметное увеличение числа магазинов у Oysho (+14 проц). Такие бренды как Stradivarius, Marks&Spencer и Mango показали минимальную, но все же отрицательную динамику. Стабильностью отличились бренды Motivi (0,0 проц) и Zara (0,0 проц).

Таким образом, можно уверенно заявлять, что в период экономического кризиса на российском рынке международные бренды продолжают развиваться и открывать новые торговые точки.

«В снижении уровня жизни и обеднении населения трудно найти позитивные факторы, кроме одной народной мудрости - «Все, что ни делается, все к лучшему». Возможно, именно кризисная ситуация и временный политико-экономический занавес, обостряя задачу «прокормиться самим», действительно переориентирует страну на задачи построения собственного производства. Хочется надеяться, что этот кризис поможет стране сделать реальный шаг от страны с развитой «культурой потребления» к стране с развитой «культурой производства». Но длина этого шага - от 5 до 10 лет», - резюмировала Анна.

Покупательская способность россиян в 2015 году, данные на конец августа

Для российских покупателей сегодня характерна «Растерянная и осторожная модель поведения». Никто не знает, что будет в стране дальше. Люди планируют покупки заранее, стараются искать «свои» магазины и экономить, ждут распродаж.

По данным на конец августа, за чертой бедности оказались около 23 млн. человек в России, что составляет 16 проц от общего населения России. То есть, каждый 6-ой житель России живет за чертой бедности.

Средняя зарплата в России на 2015 год — 31 325 рублей (после уплаты налогов — 27 250 рублей). В долларах доходы населения сопоставимы с 2006-2007 гг.

Прожиточный минимум в первом квартале 2015 года вырос на 25,7 проц по сравнению с первым кварталом 2014 года (9662 руб.).

Общая численность экономически активного населения РФ сейчас составляет 76,1 млн. человек.

Уровень занятости населения в целом по РФ — 64,7 проц, наблюдается тенденция к увеличению безработицы.

Наблюдается снижение среднего размера располагаемого дохода, на 50 проц сократились свободные средства после оплаты необходимых статей (коммунальные платежи, питание, лекарства) – такова причина падения продаж у большинства магазинов одежды и обуви, которые не являются товарами первого спроса.

По мнению аналитиков, положительных сдвигов в доходах в этом году россиянам ждать не стоит. Покупательная способность россиян будет слабеть как минимум еще 6 месяцев, а относительной стабильности не следует ждать раньше марта-апреля следующего года. Как только шторм в экономике утихнет, и бизнес начнет вставать на ноги, картина с потребительской активностью выровняется. Сейчас же рубль активно теряет позиции, что ведет к удорожанию цен на продукты, причем не только за счет экспорта – индексируют цены и российские производители.

По данным замглавы Минтруда Любови Ельцовой, позитивных сдвигов стоит ждать лишь в 2018 году. Только тогда возобновится рост реальных зарплат населения РФ.

CPM
Fashion Consulting Group
FCG
RFRF