• Home
  • V1
  • Fashion
  • Интернет-торговля: впереди кризис

Интернет-торговля: впереди кризис

By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Fashion

Финансовое положение крупнейших в России интернет-ритейлеров продолжает ухудшаться — настолько, что в ближайшие полгода-год этот рынок ждут серьезные изменения: от слияний и поглощений до веерных банкротств, аналогичных тем, что происходят на туристическом рынке.

По словам экспертов в электронной коммерции, все крупные интернет-продавцы в России потенциально убыточны. Если до сих пор им удавалось жить и расширяться за счет инвестиций, то к концу года ситуация может кардинально измениться.

Как выяснили "Известия", самый старый из крупнейших российских интернет-магазинов — Ozon — в 2013 году вместе с выручкой нарастил и чистые убытки. Так, за прошлый год выручка холдинга увеличилась на 1 млрд рублей (с 6,4 млрд рублей до 7,4 млрд), при этом убыток компании вырос с 610 млн рублей в 2012 году до 619,7 млн (данные из базы СПАРК по ООО "Интернет Решения"). Еще в 2011 году чистый убыток составлял 211 млн рублей. Ежегодно потери растут и у другого заметного игрока — "Викимарта" Максима Фалдина: в 2010-м компания при выручке 6,7 млн рублей получила убыток в 18 млн, в 2012-м выручка составила больше 272,6 млн рублей, а чистый убыток достиг отметки в 320 млн рублей. Данные "Викимарта" за 2013 год еще недоступны.

У KupiVIP (ООО "Приват Трэйд") прошлый год тоже окончился в минусе: убыток составил 530 млн рублей при выручке 3 млрд рублей против 1,7 млн рублей прибыли и оборота в 54,4 млн рублей за 2012 год.

Но не все крупные игроки, впрочем, страдают от тех же симптомов: например, ООО "Купишуз" (Lamoda.ru) зафиксировало прибыль в 2,8 млрд рублей с выручкой 5,3 млрд рублей (данные СПАРК), но такой результат можно объяснить тем, что в 2013 году группа инвесторов во главе с Леонардом Блаватником вложила в проект 130 млн долл, эти средства планировалось направить на операционную деятельность. В отчете Lamoda за 2013 год как раз зафиксированы "прочие доходы" в размере 4,5 млрд рублей, без их учета компания тоже оказалась бы в убытках.

Все серьезные интернет-торговцы в стране убыточны

Основатель исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин подтверждает, что убытки увеличились у всех динамично развивающихся интернет-ритейлеров. Это связано с ростом компаний, увеличением объемов их закупок, а также обеспечением будущих закупок при нынешнем бюджете. Все крупные интернет-продавцы в России убыточны, констатирует эксперт.

"Они всё время живут, кредитуя товарооборот, плюс им всё время нужно расширять свои мощности, — объясняет Вирин. — Когда вы активно развиваете проект, вы берете инвестиции для того, чтобы планово быть в убытке. В сущности крупные интернет-игроки существуют, пока инвесторы готовы их финансировать. Однако практика показывает: крупные инвестиции до сих пор не окупились".

Глава Ассоциации по развитию электронной коммерции (АРЭК) и владелец платформы Liveinternet.ru Герман Клименко отмечает, что для поддержки своих финансовых показателей онлайн-магазины продают непрофильные для них товары. Тот же Ozon, начинавший в 1998 году как интернет-магазин по продаже книг, дисков и видеокассет, сейчас строит свой бизнес по модели онлайн-гипермаркета: торгует электроникой, товарами для дома, одеждой, обувью и проч. В 2012 году компания приобрела обувной интернет-магазин Sapato.ru. Выручки от продажи на экспансию не хватает, поэтому интернет-холдинг постоянно привлекает инвестиции: в 2011 году от венчурных фондов Ru-net Леонида Богуславского, Index Ventures, Alpha Associates и японского онлайн-ритейлера Rakuten компания получила 100 млн долл, а в нынешнем году 150 млн долл в Ozon влили АФК "Система" и МТС.

Холдинг Ozon свою убыточность не комментирует. Его представитель заявил "Известиям", что оборот всего холдинга Ozon в прошлом году вырос на 50 проц по сравнению с годом предыдущим, до 750 млн долл, а часть инвестиций уже окупилась. Деньги инвесторов пошли на развитие Ozon.Travel, Sapato, службы доставки "О-Курьер", а также на несколько b2b-направлений. Какая конкретно часть привлеченных инвестиций окупилась и когда планируется окупить все вложения инвесторов, в компании не уточнили.

Инвесторы хоть и устали вкладываться в интернет-ритейл, но продолжают это делать только потому, что в бизнес уже влиты колоссальные средства, считает Герман Клименко.

"Интернет-бизнес так устроен. Инвесторы вливают колоссальные деньги в интернет-игроков. После первых продутых в интернете 50 млн рублей человека посещает разум, но выскочить из бизнеса он уже не может, — поясняет глава АРЭК. — Надежды инвесторов связаны с тем, что интернет-проекты нарастят объемы, убьют конкурентов и поднимут цену, но рыночная практика демонстрирует несостоятельность таких амбиций".

На рынке онлайн-торговли ожидается обвал

В конце года рынок интернет-ритейла ожидают потрясения сродни нынешнему обвалу рынка туроператоров, считает Клименко. Он прогнозирует падение предновогодних продаж в ноябре-декабре, за счет которых интернет-продавцы обычно покрывают свои сезонные убытки. Последние сообщения о напряженной финансовой обстановке в стране, в том числе и в связи с санкциями, заставляют людей задумываться об экономии и накоплении, считает эксперт.

"Для e-commerce сокращение продаж даже на 15 проц критично, — говорит Клименко. — Вкупе с накопленными убытками это может грозить онлайн-ритейлерам реальными финансовыми проблемами. Обстановку подогревает политика Центробанка: в результате ужесточения требований ЦБ российские банки более избирательно подходят к предоставлению кредитов юридическим и физическим лицам. Долги наложатся на падение продаж и всплывут все бреши. Чтобы избежать банкротства, к 2015 году игроки e-commerce вынуждены будут объединяться".

Ведущий аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Леонид Делицын тоже уверен, что кризис на рынке электронной коммерции неизбежен.

"Этап быстрого роста за счет неохваченности рынка в электронной коммерции в России заканчивается. Сейчас нет никаких видимых причин для прибыли. Все магазины торгуют примерно одним и тем же. Конкуренция среди игроков очень высока, — поясняет Делицын. — Магазинам нужно бы проявлять осторожность. Но они всё равно этого делать пока не будут. По нашему опыту могу сказать — каждую неделю всё равно поступают предложения от людей, которые хотят открыть новые магазины".

Выйти на прибыль в ситуации насыщенности рынка интернет-ритейлерам поможет либо диверсификация бизнеса, либо использование уникальной бизнес-модели. В пример Делицын приводит опыт Amazon.com, которая пошла куда дальше расширения ассортимента, и Ebay.

"Компания Amazon.com многие годы не могла выйти на прибыль. Сейчас она занимается десятками других бизнесов в надежде на то, что один из них станет прибыльным. Например, они занимаются облачным хостингом, продают цифровые товары и услуги. Другие, как Ebay, придумали уникальную модель и беспощадно уничтожают своих конкурентов, — рассуждает собеседник. — Есть и другой вариант: выйти на IPO и финансироваться за счет акционеров. В США и Европе существует множество небольших онлайн-магазинов, привлекших средства таким путем. Это относительно небольшие компании, они раз в 10, а то и в 100 меньше наших публичных компаний "Яндекс" и Mail.ru. Там рынок поощрял их выход на фондовый рынок, и их активно покупали. Но претворить эти сценарии в жизнь в нашей стране практически невозможно по двум причинам: нехватка у интернет-магазинов денег на эти цели и неготовность инвесторов к риску".

Источник: "Известия"

E-commerce
Internet