• Home
  • V1
  • Fashion
  • Человеческие ресурсы и мода. Интервью с Л.Норсоян

Человеческие ресурсы и мода. Интервью с Л.Норсоян

10 дек. 2012 г.

Fashion

Тема профессионального образования и дефицита качественно обученных специалистов - краеугольный камень почти любой сферы современной российской экономики. Индустрия моды, по мнению многих ее участников,

 одно из самых слабых звеньев в цепочке экономического развития страны. Редакция FashionUnited решила получить исчерпывающую характеристику текущего момента времени от опытного дизайнера и профессионала индустрии Людмилы Норсоян.

Каких
специалистов, на Ваш взгляд, по-прежнему не хватает в fashion-индустрии в России?
Не хватает профессионалов любого направления и любого уровня, начиная с самой верхушки пирамиды. Есть потребность в профессиональных инвесторах, а также во внятных марках и проектах высокого уровня, в которые стоит инвестировать. Практически нет компетентных стратегов и тактиков, которые способны выстроить марку организационно и финансово, а также грамотных менеджеров - исполнителей, обеспечивающих бесперебойное функционирование компании. Крайне сложный участок - профессиональные технические специалисты - конструкторы, технологи, швеи и вязальщицы, которые, собственно, и должны производить одежду. Кроме того, практически нет ответственных работников торговли - байеров, продавцов-консультантов, стилистов, равно как и лояльных малому бизнесу торговых центров. Для качественной обратной связи нам необходимы высокого уровня наблюдатели, аналитики и критики индустрии, представители СМИ. Наконец, не хватает организаторов и исполнителей мероприятий, завязанных на жизнь модной индустрии (недели моды, выставки). Что же касается людей, начинающих карьеру - среди них нет готовых работать и развиваться с низовых позиций. В последнее время остро ощущается нехватка педагогов, способных подготовить современные конкурентоспособные кадры для индустрии. Получается точно по Булгакову: "чего ни хватишься у вас, ничего нет".

Каких людей при этом хватает, но их квалификация оставляет желать лучшего?
В модной индустрии давно уже с переизбытком любителей, энтузиастов и персон, выполняющих свои детские мечты и программы по личной социализации. Поскольку именно их общий низкий (профессиональный) уровень считается нормой, то беда не только в их квалификации, но и в дискредитации индустрии как прибежища непрофессионалов и неудачников. Многие хотят быть дизайнерами, управленцами и стилистами не для того, чтобы профессионально расти, а исключительно ради очень условного статуса.

Какую профессию в сфере моды можно назвать самой непопулярной и дефицитной?
Непопулярны именно те профессии, где никчемность и профнепригодность ничем не замаскируешь - конструкторы, технологи, швеи, вязальщицы. Почти нет учебных заведений, а в тех, что есть - катастрофический недобор абитуриентов по указанным направлениям, зато много художников и модельеров.

Какие направления в fashion-образовании сейчас наиболее востребованы? Кем стремятся стать студенты?
Популярны все публичные профессии, поскольку они воспринимаются как хобби, а не как труд. Дизайнер, стилист, модный фотограф - эти профессии представляются легкими и доступными. Их чрезмерная популярность привела к тому, что по городам бродят толпы неприкаянных бездельников, имитирующих бурную околомодную деятельность.

Какие проблемы испытывают выпускники при трудоустройстве по специальности? Насколько трудно им начать карьеру в мире моды?
Карьеру начать нетрудно при исходной готовности начать с низовых стартовых позиций и начать, образно говоря, с того, чтобы подавать кофе. Терпение, дружелюбие, открытость, готовность работать круглые сутки, способность осваивать и применять практические знания, возможность роста самосознания, отсутствие звездной болезни - дают свой результат, и карьера начинает развиваться. К сожалению, у наших выпускников есть общие, прямо-таки родовые проблемы: слабый уровень подготовки, низкая работоспособность, отсутствие чувства реальности в восприятии себя в профессии, завышенные требования к окружающему миру. Отсюда и общие трудности при попытках начать карьеру. Наши выпускники брезгуют начинать с самых черновых работ и норовят с ходу создавать собственные марки и подиумные коллекции. В итоге быстро выдыхаются и ломаются, не успев созреть до уровня беспроигрышного мастерства, не говоря о создании жизнеспособной истории. Если же выпускник пытается устроиться на работу в уже существующую дизайнерскую или промышленную марку - он обнаруживает, что никому не нужен, потому что ничего не умеет, а обучать его никто не собирается. В результате, они теряются в этой профессии.

Какие недостатки сохраняются в российской системе образования? С какими проблемами лично Вам приходится сталкиваться во время своей преподавательской деятельности? Как Вы с ними боретесь?
Основная роковая проблема образования состоит в том, что оно у нас архаично и по форме и по сути. Это система, которая и сама живет прошлым, и топит в этом болоте все молодое, что попадает в систему. Студентам дают морально и технически устаревшие знания, не прививают учебную и трудовую дисциплину, отбивают любую способность к развитию, внушают истерический и иждивенческий взгляд на будущее. Даже взрослые слушатели не обладают внятной мотивацией и трезвым взглядом на профессию и на себя в профессии. Потрясающе, что приходится учить даже пользоваться интернетом, как источником рабочей информации.

Что бы Вы изменили в первую очередь, чтобы сделать систему подготовки кадров в российской индустрии моды более актуальной, отвечающей современным реалиям?
Меня приводит в восторг новейшая история создания обучающей системы модной индустрии, выстроенной практически с нуля в Китае. Лучшие профессионалы мира - теоретики и практики индустрии - по всем направлениям подготовили первое поколение китайских специалистов, которое, в свою очередь, немедленно и эффективно приступило уже к созданию национальной образовательной программы. Программа обучения в Шанхайском или Пекинском университетах крайне насыщенна и полностью выстроена на практической работе. Помимо общих и специальных дисциплин, студенты (и преподаватели!) активно участвуют в практических работах на благо государства и частных компаний с первого же дня обучения. К концу курса они уже полностью сформированы, как обладатели комплекса теоретических и прикладных знаний. Учиться им очень сложно, но зато и решение об учебе каждый принимает уже осознанно, с пониманием последствий. Соответственно, к концу обучения студенты уже, как правило, трудоустроены. Что же касается создания дизайнерских марок выпускниками - достаточно обратить внимание на плеяду интересных китайских имен, засиявших на международном небосклоне индустрии.

Обучение на Западе и в России: в чем отличие?
Принципиальное отличие обучения специалистов модной индустрии в России и на Западе состоит в том, что на Западе готовят профессионалов и дают им шанс, а у нас симулируют образование и лишают последних шансов. С другой стороны, образование, полученное за границей, не гарантирует успеха в России - слишком различны принципы функционирования всех элементов индустрии. Оптимального решения нет, и не будет, пока не появится поколение профессионалов - как это случилось, например, в Китае.

Как преподаватель, какой методики обучения Вы придерживаетесь? Как разрабатываете учебные программы и планы, как строите свои занятия? Какие курсы сейчас ведете?
Мне повезло годами сотрудничать с лучшими производствами и специалистами во всем мире - от Европы до Юго-Восточной Азии. Обладая столь бесценным и универсальным опытом, я стараюсь давать слушателям систему знаний, основанную на комбинации теории и практики. Мой курс охватывает разные аспекты создания, жизни и взаимодействия с миром дизайнерских и промышленных марок. Кроме того, я даю знания об организационных и экономических законах промышленности сравнительно по миру. Ну и комплекс знаний о путях успешной интеграции в международное fashion сообщество. В конце концов, просто учу пользоваться интернетом как источником современной профессиональной информации. Каждому теоретическому занятию, как правило, сопутствует практическое - на производствах, в шоу-румах, бутиках, домах моды и т.д. В процессе обучения я присматриваюсь к слушателям, поддерживаю в них сильные стороны, стараюсь апеллировать к любопытству и любви к выбранной профессии. Случается, что ко мне обращаются в поисках трудоустройства и наоборот, партнеры и друзья из индустрии - в поисках специалистов. Тогда я стараюсь содействовать встречам студентов или выпускников с работодателями, а также поддерживаю с ними связь в дальнейшем. Поскольку я полагаю, что моя цель - растить компетентных и успешных профессионалов, то такой финал обучения я считаю правильным и логичным. Я веду занятия в школе MBA "Индустрия моды" МГУ им. Ломоносова, в British Higher School of Art & Design, в Высшей Школе Экономики (Fashion Consulting Group).

Текст: Наталья Попова, FashionUnited