• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Фэшн-бизнес со Станиславой Нажмитдиновой: выпуск 1

Фэшн-бизнес со Станиславой Нажмитдиновой: выпуск 1

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес |КОЛОНКА

Почему никто не торопится инвестировать в российские дизайнерские бренды? В новой авторской колонке на эту тему рассуждает эксперт Станислава Нажмитдинова. Казалось бы, государственная программа импортозамещения уже привела к росту модных домов. Но потенциальные инвесторы не спешат делать им предложения.

Ни для кого не секрет, что зачастую заветной мечтой дизайнера, а иногда и навязчивой идеей, становится поиск и привлечение инвестиций к развитию своего бренда. В момент увеличения процентных ставок по кредитам и усложнения общей процедуры их получения привлечение инвестора часто видится единственным верным способом удержать свои позиции на рынке и получить дополнительные возможности для экспансии.

Но, несмотря на, казалось бы, благоприятный для инвестирования климат и государственную программу тотального импортозамещения, которая уже сейчас спровоцировала волну роста дизайнерских брендов и инфраструктуры для их обслуживания, потенциальные инвесторы не торопятся выстраиваться в очередь и делать привлекательные предложения не только «молодым и талантливым», но и уже состоявшимся модным домам.

Попробуем разобраться, почему это происходит:

1. Отсутствие профессионального менеджмента и бизнес-процессов

Управление компанией дизайнером, который сосредоточен на творчестве, но вынужденно играет роли менеджера по продажам, специалиста по производству, закупщика, маркетолога, PR- менеджера, курьера, а еще стоит на дизайнерских маркетах по выходным. Все это приводит к плачевному результату «бега по кругу», без возможности выхода.

К сожалению, в классическую программу обучения дизайнеров в нашей стране не входят основы предпринимательства, управление продажами и продвижением модного бренда, основы бухучета и бизнес-планирования. Зачастую дизайнер не в состоянии самостоятельно выбрать организационно-правовую форму для своей деятельности и правильно подобрать профессиональную команду, не говоря уж о долгосрочной стратегии развития своей компании, на которую в первую очередь обращает внимание инвестор. Выход из этой ситуации многие дизайнеры находят, получая дополнительное модульное образование, которое сейчас довольно активно предлагается на рынке. Но процесс, к сожалению, все равно идет очень медленно, и отсутствие выстроенной и отлаженной системы бизнес- процессов продолжает отпугивать потенциальных инвесторов.

2. Творческая составляющая бизнеса

Это то самое зерно, которое невозможно измерить и запланировать, которое не поддается логике и алгоритмам, на которое невозможно влиять, но дающее жизнь модному бренду, а следовательно и возможность успеха.

Инвесторы не готовы вкладывать в то, что непонятно и неподконтрольно. Лишь огромная симпатия к бренду и доказанный рыночный потенциал могут их подтолкнуть к инвестиционной сделке. Как показывает практика, доказать потенциал бренда все же можно: основываясь на качественных исследованиях рынка и покупательского поведения и четкой стратегии развития дизайнерского бренда, минимум на 3 года.

3. Долгие деньги

По сравнению с другими отраслями производство одежды имеет довольно большой временной разрыв между разработкой эскизов и получением денег за проданные коллекции. По факту инвестору необходимо профинансировать разработку 3-х коллекций одежды прежде, чем он начнет получать прибыль от продажи первой. Как это происходит? После появления и утверждения эскизов будущей коллекции наступает процесс подбора сырья, обычно на международных выставках уровня Premiere Vision или Texworld. Сырье российского производства мы сейчас не рассматриваем. Абсолютно все дизайнеры отказываются с ним работать. Далее включается процесс заказа купонов ткани и пошива образцов, тестирования пробной партии материала. На это уходит минимум 1-2 месяца, далее заказ и изготовление ткани – еще от 1 до 4 месяцев, потом процесс доставки в РФ и далее – на фабрику, примерно 2-3 недели. Сам производственный процесс – еще 1-3 месяца. Итого: на полке в магазинах –еще через месяц, а до получения первых денег от продажи коллекции проходит 1 год!

Параллельно уже наступает время закупать сырье на коллекцию, которая стартует через 1,5 года и через 2 года, иначе есть риск опоздать с сезонными коллекциями. Кроме того, в течение этого времени необходимо содержать команду и дизайнера.

4. Высокие риски

Молодой и малоизвестный бренд чаще всего не покажет высоких продаж с первого года работы, это тоже надо учитывать. Очень сложно объяснить покупателю, почему он должен выбрать вместо раскрученного и популярного модного (международного) бренда вещь никому неизвестного российского дизайнера, особенно, по похожей цене. Для того чтобы конкурировать, российский дизайнер должен продемонстрировать наравне c высоким качеством изделия, адекватной ценой еще и 100-процентное попадание в модные сезонные тренды, что, к сожалению, не всегда удается. Отсюда очень высокие риски остатков сезонных коллекций, что тоже не выглядит привлекательным, с точки зрения инвестора.

5. Плохая репутация

Вынуждена сказать еще об одной очень важной составляющей, о репутации дизайнерского бренда, а значит, и дизайнера лично, которая влияет на принятие решения об инвестировании в компанию. К сожалению, многие российские дизайнеры снискали себе сомнительную славу «неадекватных, капризных и излишне амбициозных персон», которая отбрасывает тень на всю индустрию. Потенциальный инвестор ВСЕГДА наводит справки и собирает информацию о дизайнере из неформальных источников, и иногда она бывает решающей при принятии решения.

Подводя итоги, хочу сказать, что получить инвестора, безусловно, возможно, хоть и придется побегать по рынку со своим бизнес-планом. Главное, чтобы этот бизнес-план все же был!

А вот нужен ли вообще модному бренду инвестор, что от него требовать, как его правильно выбрать и не продешевить с оценкой компании – об этом в следующей статье!

Мнения инвесторов

Александр Журба, сооснователь Sapfir Capital, совладелец и член совета директоров ряда компаний различных отраслей и стадий развития. Участвовал более чем в 70 инвестиционных сделках, включая секторы FMCG, ИТ, торговля, медицина, биотехнологии, энергетика и новые материалы на общую сумму более 40 миллионов долларов:

«Инвестирование в fashion на данный момент малоинтересно для потенциальных инвесторов. Модные бренды обычно основаны дизайнерами, а не предпринимателями. Отсюда малая структурированность процессов, фокус на творчестве, а не продажах, отсутствие в бизнесе системности. Fashion-рынок для инвесторов – некомфортная и непонятная зона, инвесторы любят вкладывать в те отрасли, где нет рисков каждый сезон не попасть в тренд. Деньги, в основном, зарабатываются в среднем сегменте, дизайнеры же обычно выбирают премиальный и люксовый сегмент для развития».

Ефим Пыков, управляющий партнер инвестиционного фонда EFF (в 2014 году проинвестировал в Модный Дом Елены Шипиловой):

«Для инвестора интересно вкладывать в уже работающий модный бренд, с оборотом от 50 млн рублей в год, подтверждающим востребованность коллекций, с определенной положительной историей и клиентской базой. Очень важно, чтобы бренд мог выпускать промышленные коллекции, с достаточной товарной матрицей, от 80 артикулов и в нужном для продаж количестве. В старт-ап вкладывать деньги никто не будет, слишком высокие риски. Сначала дизайнер должен самостоятельно пройти путь по созданию и становлению своего бренда и на первоначальном этапе это возможно сделать на собственные средства, а далее, получив позитивный отклик рынка, уже привлекать инвестиции для дальнейшего развития. Сейчас в рамках импортозамещения открылось большое количество ниш, где российский дизайнер может быть успешен, возможности для роста, безусловно, есть. Что касается личности дизайнера как некой творческой составляющей и лидера бренда, то она очень важна! Ведь за харизмой дизайнера и его сильными, творческими коллекциями и кроется коммерческий успех бренда. Инвестору просто надо это четко осознавать и идти в этот бизнес с открытыми глазами».

Справка:

Станислава Нажмитдинова - CEO Business Development Agency (агентства по развитию бизнеса от идеи до международной сети), директор по развитию первого в РФ инкубатора для дизайнеров одежды Fashion Collaboration. В прошлом коммерческий директор модного дома Elena Shipilova, директор по развитию бизнеса в России и CIS Tom Tailor RUS, директор по франчайзингу "ТВОЕ" и руководитель других проектов.

аналитика
колонка
Станислава Нажмитдинова