Fy:r: Бренд должен развиваться

Молодой московский бренд Fy:r clothes готовит к продаже свою первую полноценную коллекцию, выходит в регионы и собирается в скором времени открыть интернет-магазин. Как создать собственную марку, развивать ее с нуля, и какие при этом возникают сложности - знают основатели марки Светлана Сальникова и Алексей Кухта. В интервью FashionUnited они рассказали, как начать свой бизнес в моде и двигаться в верном направлении.

Что такое Fy:r: название и концепция бренда?

«Fy:r» - транскрипция шведского слова fyr – маяк. Это очень близкий для нас образ – созидательный, спокойный, окруженный огромным морем, что-то вроде метафоры. Шведский, потому что в основе ДНК бренда лежат два понятия – скандинавский функционализм и диссонанс. Подход скандинавов к дизайну выражается в нашей работе с формой, поиске цельного образа и проработке идеи. А диссонанс – это эмоция, которая оживляет то, что и как мы делаем.

Fy:r - это совсем молодой бренд. Расскажите, какие этапы в развитии бизнеса вы уже прошли? По вашему опыту, с какими трудностями сталкиваются молодые дизайнерские бренды в РФ - на стадии основания, продвижения и развития?

Мы существуем полтора года, за это время было создано 3 коллекции, включая SS16. На данном этапе у нас есть постоянное производство, одежда Fy:r продается в нескольких магазинах в Москве и Санкт-Петербурге.

Кажется, самое сложное – это понять, готов ли ты заниматься бизнесом или это больше про творческую реализацию. Потому что во втором варианте ты не зависишь от внешних факторов, можешь создавать произведения искусства раз в год или одинаковые платья каждый сезон и не волноваться, что пропустил интерес байеров и СМИ. Во втором варианте приходится считаться с мировым циклом, процессами, которые действуют в индустрии и либо принимать правила игры, либо пытаться их менять, но не игнорировать.

Также важно понять, насколько независимым в финансовом плане ты хочешь быть – искать инвесторов в самом начале пути и участвовать в конкурсах или развивать проект на свои средства. Второй вариант намного медленнее, но мы выбрали его. Так получается, что нужно контролировать все и лезть во все дела, но зато намного лучше продумывается каждый шаг.

Fy:r: Бренд должен развиваться

Для вашей марки что было самым сложным на первом этапе?

Самым сложным было охватить весь этот процесс одним взглядом. Вначале не понимаешь, за что хвататься - большую или маленькую делать коллекцию, капсулу или сезонную, где искать производство и как купить рулон ткани, если сначала нужно отшить образец и понять, подойдет она или нет, а еще - что делать с наценкой в 2-2,5 раза в магазинах, участвовать ли в маркетах или продавать через Инстаграм?

Когда все в такой каше, самым важным для нас было продумать позиционирование – кем мы хотим быть, что и для кого создавать. Только после этого появляется понимание насчет коллекций и продаж. А все остальное узнается в процессе – этому сложно научиться, каждый набивает свои шишки.

Каковы наиболее эффективные и самые неэффективные каналы продвижения молодого бренда, на ваш взгляд? Что лучше всего работает лично для вас?

Самое эффективное, по нашему мнению - это сарафанное радио, которое работает и для нас. Когда сначала ваши друзья рассказывают о классной ткани или крое того самого пальто, а потом девушки рассказывают своим подругам. В этом плане очень полезным может быть участие в маркетах, потому что дизайнер напрямую общается со своим потребителем и может получить комментарии «на месте». Но этот вариант мы не используем.

Все говорят, что в профессиональных вузах и школах не хватает реальной бизнес-составляющей. Готовят дизайнеров, но совсем не модных бизнесменов. Однако сейчас появляется все больше специальных конкурсов и бизнес-инкубаторов. Как вам кажется, есть ли в этом смысле положительные сдвиги?

Нам кажется, что бизнес-инкубаторы и профессиональные школы – это необходимо. С одной стороны дизайнер не должен досконально знать все бизнес-процессы. Но если ты не знаешь механики, ты не можешь контролировать работу других и быть уверенным, что концепция бренда не нарушается. Именно поэтому в мировой практике, чтобы стать топ-менеджером, нужно поработать во всех областях, которыми ты планируешь руководить.

Fy:r: Бренд должен развиваться

Видела информацию, что вам непросто было найти поставщиков тканей. Cохраняется ли проблема сейчас?

Да, с тканью сложно. Основная проблема в объеме – поставщикам невыгодно продавать небольшие объемы, а молодому дизайнеру не нужно полкилометра шерсти, если он не понимает, как их продавать. Цены в розничных магазинах делают конечную стоимость космической, а стоки не дают гарантии, что нужный тебе цвет не закончится через месяц, когда потребуется дозаказ.

Сейчас из-за курса и политической ситуации вариантов еще меньше. Мы нашли несколько мест в Москве, которые делают регулярные поставки ткани из Италии, и сейчас пытаемся работать напрямую. Также, работая над коллекцией SS16, мы заказывали печать авторского принта на фабрике в Италии. Процесс отработан, так что принты в следующих коллекциях будут появляться регулярно.

C какими тканями вы любите работать?

В основном мы работаем с итальянскими тканями – вискоза и поливискоза, шелк, костюмная и пальтовая шерсть. Пытались искать похожие ткани в России – каждый раз мы обходим "Текстильлегпром" вдоль и поперек, но удается найти только поставщиков классной плащевки и других технических тканей. Оренбургский шелк все-таки не сравнится с итальянским по качеству, в основном в плане брака.

Но, например, удалось найти плотный хлопок очень хорошего качества – не садится, не красится, не теряет вид – из Бангладеш. Также любим сложные фактурные ткани – в SS16 есть жакет из индийского шелка, сотканного вручную - напоминает что-то вроде ковра.

Расскажите, как и где создаются и отшиваются ваши модели, какими партиями? Кто за что отвечает в компании? Сколько работает человек?

Нас двое. Света разрабатывает дизайн, конструирует лекала и отшивает макеты, занимается поиском тканей и комплектующих, контролирует производство, ведет Инстаграм и блог. Также занимается организацией съемок и другого визуального материала. Леша общается со всеми дистрибьюторами, ведет статистику продаж, ищет новые пути сотрудничества, работает с прессой. Леша – графический дизайнер, поэтому логотип, все открытки, визитки и пакеты, верстка статей в блоге на Tilda, и дизайн сайта и интернет-магазина, которые сейчас в процессе разработки – это его рук дело. Финансовый планы составляем и корректируем вместе.

После разработки дизайна, я – Света – работаю с лекалами, отшиваю все макеты. Мы сотрудничаем с одним ателье в Подмосковье, где портная отшивает нам семплы, прорабатывая технологию. Потом мы отдаем семпл и лекала на производство, где создается контр-семпл и потом вся партия. Партии пока небольшие – до 30 единиц на артикул. Некоторые модели отшивают в 3-5 экземплярах из-за сложности формы или эксклюзивности материала. Есть и такие изделия, которые создаются в единственном экземпляре – это модели с использованием ручной вышивки или других ручных техник.

Скоро поступит в продажу ваша первая полноценная коллекция Outline SS16 by Fy:r. В чем будет ее принципиальное отличие от предыдущих ваших работ? Она будет более объемной?

Да, это действительно первая полноценная коллекция – в ней 24 артикула, и по нашему мнению она достаточно сбалансирована по ассортименту. Когда мы создавали Outline, у нас уже было понимание, что может быть интересно покупателю, а на что обратят внимание, например, стилисты. Мы более уверенно работали с цветом и фактурами.

Каков ваш ценовой сегмент? Почему вы решили работать именно в нем?

Мы работаем в сегменте middle plus. В этой ценовой категории есть возможность работать со сложными формами и необычными материалами, при этом оставляя одежду более или менее доступной. Главная причина, по которой мы работаем в этом сегменте, это наша аудитория, наш покупатель.

Что касается продаж - как вы их развиваете?

Продажи напрямую зависят от узнаваемости бренда. Поэтому нам важно было попасть в зарекомендовавшие себя магазины, например, в WoodWood в "Цветном".

Продвижением как таковым мы пока не занимаемся, весь бюджет уходит на проработку коллекции, ткани и качественные съемки. Но мы ведем Инстаграм и блог, в котором рассказываем свою историю – и про коллекции, детали, поиск вдохновения, и про процесс создания. Хочется, чтобы покупатель связывал всю эту атмосферу с платьем, которое покупает в магазине.

Fy:r: Бренд должен развиваться

Ваша весенняя коллекция поступит в продажу в феврале и будет доступна в Москве в универмаге «Цветной» и концепт-сторе Treshstore, в Санкт-Петербурге - в 31Gate. Как вы выбираете магазины для сотрудничества? И почему не сотрудничаете с маркетами?

Нам важна продуманность концепции магазина, ценовая политика и аудитория должны соответствовать нашим ожиданиям. Также очень важны люди, которые создают эти проекты – все-таки процесс, какой бы бизнес это не был, должен приносить удовольствие.

Маркеты не подходят нам по формату. Одна из причин в том, что мы не очень коммуникабельные ребята, а общение – это смысл маркета и его движущая сила.

Также вы планируете начать продажи в регионах. Расскажите подробнее?

Бренд должен развиваться. Одной из основных целей на 2015 год было начать продажи за пределами Москвы. На конец года коллекцию Fy:r можно купить в двух магазинах в Санкт-Петербурге, новая коллекция OutlIne будет также доступна в Нижнем Новгороде и в Челябинске. Важным моментом было начать работать по системе выкупа, то есть иметь возможность производить такой тираж, который необходим магазину, а не рассчитывать «на глазок» и потом допроизводить или не знать, что делать с остатками.

Как вы относитесь к продажам через соцсети? Насколько вам близок этот канал? Когда будет открыт ваш собственный интернет-магазин?

Мы никогда не планировали делать Инстаграм основным каналом продаж. Для нас это скорее имиджевая история – мы рассказывает об атмосфере создания бренда, показываем изнанку.

Свой интернет-магазин сейчас в процессе создания. Думаем, что к началу продаж летней коллекции он будет запущен.

Ваши дальнейшие планы по развитию?

Сейчас нам не хватает места, куда можно было бы пригласить байеров и журналистов, встретиться и познакомиться с покупателями, где можно было бы создать экспериментальный цех. Мы мечтаем о своей студии. Возможно, уже в 2016 году все получится.

Интервью: Наталья Попова, FashionUnited

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ