"Грандиозная сделка" на российском интернет-рынке существенно поменяет ландшафт онлайн-ритейла

Объявленная накануне на Восточном экономическом форуме сделка между Alibaba Group, «МегаФоном», Mail.Ru Group и РФПИ может стать крупнейшей в истории российского интернета, пишет "Коммерсант". Исходя из условий соглашения, по которому Alibaba получит от «МегаФона» 10 проц Mail.Ru Group (такой пакет во вторник стоил на LSE около 513 млн долл после роста на 11,8 проц) в обмен на 24 проц в новой компании AliExpress Russia, последняя может оцениваться примерно в 2,1 млрд долл. В нее войдут активы Alibaba в России и ее трансграничные операции (включая AliExpress и Tmall), а также принадлежащий Mail.Ru Group маркетплейс Pandao. Alibaba получит 48 проц новой компании, а доли Mail.Ru Group и РФПИ составят 15 проц и 13 проц соответственно. Собеседник “Ъ”, близкий к одному из участников сделки, говорит, что вклад РФПИ в компанию составит около 300 млн долл.

Аналитики Sberbank Investment Research называют сделку «грандиозной», отмечая, что она касается не только трансграничной торговли, но и локального маркетплейса и собственных прямых продаж. Речь идет о потенциально крупнейшем игроке российского рынка e-commerce объемом в 1 трлн руб. и прямом конкуренте торговой площадки Сбербанка и «Яндекса», согласен партнер Data Insight Федор Вирин.

Он видит в сделке две главные составляющие: во-первых, она должна помочь развитию Tmall в России, что «существенно поменяет ландшафт российского онлайн-ритейла» (Tmall ведет торговлю с собственных складов внутри страны), а во-вторых, участие «МегаФона» и РФПИ в крупнейшей в России трансграничной площадке «фактически показывает позицию государства в вопросе розничного товарного импорта». Как сообщал “Ъ”, снижение беспошлинного порога на покупки из-за рубежа обсуждается уже несколько лет. При этом во вторник замминистра финансов Илья Трунин заявил ТАСС, что пошлины с нулевым порогом в перспективе могут быть введены только на коммерческие посылки, тогда как отправления между частными лицами (как на AliExpress) могут быть от них освобождены.

Сооснователь и гендиректор Lamoda Флориан Янсен: онлайн-рынку в РФ есть куда расти

В самом «Яндекс.Маркете» заявили "Коммерсанту", что приветствуют конкуренцию, которая должна ускорить российский рынок e-commerce, занимающий пока что лишь 4 проц от всего ритейла по сравнению с 10–15 проц в развитых странах. Там также надеются, что новое СП «будет строить экосистему, доступ к ресурсам которой, например к рекламным возможностям социальных сетей, будет у всех игроков рынка», напоминая, что, например, Tmall размещается на «Яндекс.Маркете».

Сооснователь и гендиректор другого крупного российского онлайн-ритейлера Lamoda Флориан Янсен также говорит в комментарии изданию о том, что рынку «есть куда расти», напоминая, что в России лишь 7 проц одежды и обуви продается через интернет, тогда как в Великобритании — 30 проц. Он надеется, что появление нового крупного игрока улучшит логистическую инфраструктуру рынка, не опасаясь при этом растущей конкуренции: «Сейчас на рынок приходят игроки, которые ориентируются на то, чтобы стать "русским Amazon", но даже у самого Amazon не так хорошо получается торговать одеждой и обувью. Это совершенно особый сегмент рынка».

Впрочем, не все участники рынка уверены в перспективах СП, учитывая, что сделка между его участниками еще не закрыта. Часть из них указывают, что пока не до конца понятны состав активов новой компании AliExpress Russia и потенциальное распределение выручки между различными структурами. При этом большинство согласны, что российский рынок в целом может выиграть от завершения сделки.

Источник: "Коммерсант"

Фото: Alibaba

 

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ