H&M пускает пыль в глаза: история обмана

By Natalia Popova

16 мая 2017 г.

Scroll down to read more
Бизнес

Шведский ритейлер H&M пускает покупателям пыль в глаза разговорами об экологической устойчивости и переработке, передает Fashion Revolution Russia со ссылкой на статью Quartz. Об этом писалось ещё год назад, однако с тех пор ничего не изменилось, говорится в сообщении.

"H&M говорит о экологической устойчивости больше чем любой другой бренд сегмента масс маркет. H&M запустили "осознанную" линейку, одежда в рамках которой производится из полностью экологичных или переработанных материалов, сделали стильную рекламу, призывающую сдавать ненужные вещи на переработку, и даже разработали систему скидок и поощрений для тех покупателей, кто принесет ненужные вещи в магазины марки. 18 апреля H&M заявили о намерении собрать 1,000 тонн б/у одежды в рамках проекта World Recycle Week, который активно продвигался в медиа среде; было даже снято промо-видео с участием певицы M.I.A.

H&M несомненно потратили огромное количество времени и ресурсов на экологические инициативы, пытаясь снизить негативное влияние масс маркет гиганта на окружающую среду. И это, казалось бы, уже намного больше, чем делают большинство компаний сегмента масс маркет", говорят специалисты.

Так честно ли придираться? Издание решило разобраться, является ли H&M подходящим местом шопинга для людей, заботящихся об экологическом следе на планете. Или, например, для людей, которые стремятся подчеркнуть свою эко-ответственность выбором носимых марок? Простого ответа на эти вопросы нет.

H&M говорит о экологической устойчивости больше чем любой другой бренд сегмента масс маркет. Это подозрительно

Начнем с того, что самым весомым обвинением в адрес H&M является чудовищные объёмы ежедневно выпускаемой ими одежды.

Шведский бренд является одной из крупнейших компаний в мире по объёмам продаж в сфере моды. Вот, например, лишь некоторые шокирующие цифры: H&M производит и реализовывает сравнительно недорогую одежду, дешевые футболки, джинсы, платья, куртки, но за счет количества этих вещей, ежегодный оборот H&M достигает 25 миллиардов долларов (данные за 2015 год).

Выращивание материалов (например, хлопка), химическая обработка и окрашивание тканей, изготовление одежды и ее пересылка к местам реализации оказывают негативное воздействие на окружающую среду, которое становится все сложнее игнорировать, и требуют огромного количества природных ресурсов.

Вот эти гигантские объемы производства являются (или должны являться) основным экологическим фокусом H&M, и бренд это прекрасно понимает. H&M же всеми силами пытается показать покупателем, что он знает об уроне, который его деятельность наносит планете, развивая программы экологической устойчивости и эко-линейки. Тут и кроется основное противоречие.

Люси Сигл, журналистка The Guardian, специализирующаяся на экологической устойчивости, одной из первых выразила сомнения относительно эко-инициатив H&M и их программы по переработки бывшей в употреблении одежды.

Журналистка посчитала, что при текущем достаточно ограниченном количестве перерабатывающих технологий, у H&M уйдет около 12 лет на использование всего 1 тонны переработанного материала.

В то время как сами H&M производят такой объем одежды всего в течение пары дней.

H&M не опровергают расчеты Люси Сигл, когда она задала бренду прямой вопрос во время интервью. Вместо этого представители бренда начали рассуждать о том, что переработка текстиля это очень трудоемкий и энергозатратный процесс. "К сожалению, на данный момент невозможно создать замкнутый цикл производства и перерабатывать все виды текстиля, - заявил представитель бренда. - Смешанные ткани невозможно разделить, а переработанный хлопок сильно теряет в качестве».

Гринпис, который однажды выделил H&M среди других брендов сегмента масс маркет за отказ от использования в производстве перфторированных органических соединений, также критикует их программу переработки. "Неделя Переработки (recycling week) H&M на самом деле не что иное как "Неделя Иллюзий", так как только 1 процент собранной одежды может быть переработан, - отметила в пресс-релизе Кирстен Броуди, руководитель проекта Гринпис Detox My Fashion. - Однако эти цифры утаиваются от покупателей".

Кирстен также отмечает, что, например, сервис по починке одежды принес бы больше пользы окружающей среде, чем подобные неэффективные программы переработки, которые к тому же стимулируют людей покупать еще больше новой одежды за счет скидок.

В 2015 году переработанные материалы составили 1 проц всех материалов, используемых H&M, по сравнению с 0,2 проц за год до этого, согласно их собственному отчету экологической устойчивости. Однако собственные заявления H&M вызывают некоторые сомнения. Например, что именно они имели в виду фразой "95 проц текстиля, выбрасываемого на помойку, может получить вторую жизнь", которая прозвучала в конце видео с участием M.I.A.?

H&M надеется стимулировать покупателей скидкой, получаемой при сдаче ненужного текстиля в магазины бренда

Очевидно, что H&M надеется дополнительно стимулировать покупателей скидкой, получаемой при сдаче ненужного текстиля в магазины бренда. Когда компания запустила свою программу переработки в 2013 году, это оказалось отличным маркетинговых ходом. 15-процентная скидка, вероятно, оказалась достаточным стимулом для привлечения новых покупателей, но не влияла драматически на прибыль компании.

H&M настаивает, что скидка - прекрасный способ привлечь покупателей к эко-инициативе. "Скидки оказывают большое влияние на наших покупателей и стимулируют их принять участие в программе переработки, - рассказал представитель компании. - Мы хотим предложить нашим покупателям простую и понятную альтернативу тому, чтобы выбрасывать текстиль на свалку".

Это правда - своей программой переработки H&M предотвращает оседание текстиля на стихийных свалках вокруг городов и населенных пунктов. С 2013 года компания, по их собственному утверждению, собрала более 25 000 тонн бывшего в употреблении текстиля.

Прямо сейчас такое количество текстиля, очевидно, невозможно переработать, однако компания утверждает, что активно ищет пути решения этой проблемы в будущем. В прошлом году H&M начала сотрудничество с перерабатывающей компанией под названием Worn Again, а также объявила открытый конкурс инновационных идей (свянных с переработкой).

Также имеет смысл обратить внимание на повышение доли экологически устойчивых материалов в производстве H&M (в прошлом году такие материалы составили 20 проц от всех материалов, использованных H&M, по сравнению с 14 проц за год до этого). Кроме того, H&M утверждает, что токсичные выбросы компании сократились на 56 проц по сравнению с 2014 годом, что должно помочь сделать фабричное производство H&M в Китае гораздо экологичнее. Последним аргументом компании выступает то, что продаваемая H&M одежда способствует повышению уровня жизни миллионов людей во всем мире.

"Рост потребления, сотрудничество между странами и открытие производств в развивающихся странах - все это является необходимыми условиями для создания новых рабочих мест и улучшения положения целых национальных групп, которые вынуждены существовать за чертой бедности, - поясняет представитель компании. - H&M косвенно создает более миллиона рабочих мест, в том числе для женщин в странах, где производится наша одежда".

"На некоторых фабриках работники, несомненно, вынуждены трудиться в опасных или нездоровых условиях, особенно в Бангладеш, - соглашается H&M. - Это связано с тем, что фабрики пытаются производить одежду как можно дешевле. Однако индустрия производства одежды в развивающихся странах является инструментом улучшение миллионов жизней".

Именно на таких противоречиях построена стратегия H&M. Бренд пытается бороться с мусором, при этом ежедневно производя тонны дешевой одежды, которая очень быстро приходит в негодность и превращается в мусор, непригодный для переработки. H&M пытается снизить свой экологический след, при этом увеличивая объем продаж, количество и площади магазинов.

Вот чего на самом деле добивается бренд: H&M всеми силами пытается ассоциироваться с экологической устойчивостью в глазах покупателей. Неудивительно, что многие видят в этом лишь лицемерие и маркетинг, и пытаются разобраться в ситуации, спрашивая с H&M больше, чем с других брендов масс маркета, таких как Zara и Primark.

На самом деле, после всех рассуждений, основной проблемой H&M является их бизнес-модель, основанная на чудовищных, постоянно увеличивающихся, объемах продаж. И эту составляющую тактики бренда никто менять не собирался и не собирается.

Это не означает, конечно же, что любые эко-инициативы любого крупного бренда не имеют никакого смысла. Как не говорит это и о том, что покупатели не могут повлиять на политику брендов своим выбором.

Реальность такова, что гиганты вроде H&M затрагивают так много аспектов мировой экономики, влияют на такое количество жизней и приносят так много дохода, что менять стратегию бренда возможно только учитывая все эти элементы.

Однако если H&M и дальше собирается делать упор в своих маркетинговых кампаниях на идею экологической устойчивости и призывать покупателей к более осознанному потреблению, бренду придется, как минимум, следовать этим правилам и самому, говорится в статье.

Источник: Fashion Revolution Russia, Quartz

Фото: H&M

H&M