• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Как из "Садовода" и ТЦ "Москва" развозят контрабандный товар по всей стране

Как из "Садовода" и ТЦ "Москва" развозят контрабандный товар по всей стране

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

В распоряжении РБК оказались таможенные документы компании ULS Global, иллюстрирующие схемы, по которым в страну завозится нелегальный товар. Борьба с контрабандой, обороты которой исчисляются миллиардами долларов, могла стать причиной недавних перестановок в руководстве ФСБ. Об этом пишет РБК.

В начале июля в ФСБ произошли заметные кадровые перестановки. Президент Путин заменил руководителя одного из ключевых подразделений — Службы экономической безопасности (СЭБ). Место вышедшего на пенсию 64-летнего Юрия Яковлева занял Сергей Королев, ранее возглавлявший Управление собственной безопасности. Рокировка произошла также с несколькими ключевыми сотрудниками.

Ранее именно особисты инициировали проверку в СЭБ. В результате свой пост покинул генерал-майор Виктор Воронин, руководивший управлением «К». Оно отвечает за банковскую сферу, борьбу с контрабандой и наркотрафиком. Одной из причин отставки Воронина послужило уголовное дело, где оказался замешан его подчиненный Вадим Уваров. Данные, оказавшиеся в распоряжении РБК, указывают, что интерес правоохранителей к сотруднику ФСБ может быть связан с информацией о фактах крышевания транспортно-логистических компаний Северо-Западного региона, в том числе контрабандистов.

Если это так, то речь идет о товарных потоках на миллиарды долларов. Одна лишь транспортно-логистическая компания ULS Global, с которой предположительно был связан Уваров (таможенные документы компании оказались в распоряжении РБК), ежегодно ввозила товар стоимостью 2 млрд долл, говорит бывший сотрудник. Это значит, потенциальные платежи в бюджет должны были составлять 600–750 млн долл.

Нагоняй от Путина

Повестка заседания президиума правительства 1 июня 2009 года во главе с тогдашним премьером Владимиром Путиным не предвещала сенсаций. Чиновники должны были обсудить исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2008 год, а также утвердить стратегию развития легкой промышленности до 2020 года.

Но неожиданно речь пошла о нелегальном импорте. Премьер оказался недоволен борьбой с контрабандой. «А результат в таких случаях — это посадки в тюрьму. Где посадки-то?» — возмущался Путин, вспоминая, что несколько лет назад разогнал все руководство таможни, поставив во главу Андрея Бельянинова. «Ну и что? А каналы как работали, так и работают до сих пор. Вон до сих пор на одном из рынков стоят товары более чем на 2 млрд долл. До сих пор не уничтожены, и хозяев нет», — продолжал премьер. По итогам заседания он поручил ФСБ и МВД усилить борьбу с контрабандой и контрафактом (поддельным товаром). <.p>

Спустя 28 дней московские власти закрыли Черкизовский рынок, крупнейшую оптовую базу по продаже одежды и ширпотреба. По данным правоохранительных органов, на рынке хранилось 6 тыс. контейнеров контрабандного груза общей стоимостью 2 млрд долл. Вскоре последовала распродажа активов группы АСТ, совладельца Черкизовского рынка, а один из бенефициаров, Тельман Исмаилов, на некоторое время уехал в Турцию.

Однако место Черкизовского рынка вскоре заняли «Садовод» и торговый центр «Москва», утверждают два таможенных брокера и ​петербургский предприниматель, импортирующий одежду и обувь. По словам собеседников РБК, оттуда оптовики развозят контрабандный товар по всей стране.

Как заявил РБК представитель рынка «Садовод», данная информация не соответствует действительности. Он сообщил, что Роспотребнадзор и другие контролирующие органы регулярно проверяют торговую площадку, нарушений в ее деятельности нет. Кроме того, за соблюдением законов следит и администрация «Садовода». То же самое говорит первый заместитель генерального директора ООО «ТЦ «Москва» Ангил Ифраимов, добавляя, что в случае выявления единичных продавцов сомнительной продукции администрация комплекса сама обращается в таможенные органы, полицию, ФАС и Роспотребнадзор. Представители обеих площадок подчеркивают, что торговлей занимаются арендаторы — малый и средний бизнес.

По оценкам исполнительного директора Союзлегкопрома (объединяет отечественные предприятия легкой промышленности) Игоря Ульянова, объем контрабандных поставок товаров легкой промышленности в Россию в 2015 году мог составить 0,5–1 трлн руб. Проблему подтверждает и глава Национального обувного союза Наталья Демидова. Ежегодно в России продается не меньше 500 млн пар, говорит она. Около 100 млн пар производится внутри страны, еще 300 млн — официальный импорт. Недостающие 100 млн пар — минимальный объем нелегальных поставок.

«Тушканы» и «перегруз»

«Этим зарабатывает половина выборгских пенсионеров, мы называем их «тушканами», — рассказывает попросивший об анонимности петербургский предприниматель, занимающийся импортом одежды и обуви. Рано утром «тушканы» на личных автомобилях пересекают российско-финскую границу. В Финляндии их уже ждет фура с 20 т товара, который раскидывается по двум сотням легковушек, по 100 кг на автомобиль. Физлица легально провозят товар якобы для личных нужд, не уплачивая пошлин. Сотрудники таможенного поста помогают челнокам быстро пересекать границу. На российской стороне их поджидает другой грузовик, в который сгружается товар. По словам собеседника РБК, за день «тушканы» успевают сделать до трех ходок туда-обратно, заработав 3 тыс. руб.

Контрабандисты средней руки практикуют более сложные схемы. Например, фура с товаром, одеждой и электроникой легально выезжает из соседней страны. Но на российской границе водитель подает нужному таможеннику второй комплект деклараций, из которых следует, что большегруз перевозит стройматериалы — товар, облагаемый низкой таможенной пошлиной. Инспектор пропускает автомобиль без дополнительного контроля, рентгена или досмотра. Фура направляется на таможенный терминал, где должна произойти растаможка. < /p>

Однако по пути грузовик сворачивает на склад. Там срывают пломбы, выгружают одежду и электронику, загружая в автомобиль кирпичи или щебень, указанные в декларации. Прибыв на таможенный терминал, фура без проблем проходит растаможку. Потом стройматериалы опять везут на склад, чтобы подменить новую партию дорогостоящего товара. Такая схема называется «перегруз», она описана в постановлении о возбуждении уголовного дела по неуплате таможенных платежей против бизнесмена Дмитрия Зарубина из Санкт-Петербурга и его окружения (копия постановления есть у РБК).

Впрочем, контрабандные поставки могут осуществляться и безо всякого «перегруза». Например, в марте текущего года сотрудники ФСБ задержали в порту Усть-Луга контейнеры с элитным алкоголем, задекларированным как клей-герметик. Обыски прошли в компании «Контрейл Логистик Северо-Запад», был арестован известный петербургский бизнесмен Дмитрий Михальченко. А в конце мая — в той же Усть-Луге — оперативники обнаружили партию турецкой одежды, описанной в декларациях как стройматериалы. Грузовые прицепы прибыли на пароме, принадлежащем российско-турецкой группе ULS Global.

Насколько выгодна контрабанда?

«В среднем платежи в бюджет при ввозе в Россию товаров легкой промышленности составляют 30–35 проц от стоимости партии по инвойсу», — говорит руководитель Центра поддержки ВЭД Галина Баландина. Однако цифры могут сильно различаться. По просьбе РБК эксперты Центра поддержки ВЭД рассчитали величину официальных сборов с турецкой продукции (автозапчасти, кофеварки, мебель, дубленки, одежда) стоимостью 64 тыс. долл согласно инвойсу в транзитной декларации (товар ехал через Прибалтику). Получилось 56 тыс. долл, то есть почти 90 проц. Другой пример — итальянская одежда ценой 13 тыс долл. По расчетам ​юридической компании Eterna Law, платежи в казну равняются 183 тыс. руб., или 3,2 тыс. долл, на указанную дату — лишь 25% от стоимости товара.

По словам нескольких собеседников РБК, занимающихся доставкой грузов в Северо-Западный регион, стоимость партии турецкой одежды и повседневных товаров в 20-тонном грузовике — 300–500 тыс долл. Таким образом, в бюджет нужно уплатить 90–175 тыс долл с фуры.

Ставки на нелегальный провоз значительно ниже, и они не привязаны к инвойсам, продолжают источники РБК. Например, за ввоз 20-тонника с той же одеждой и ширпотребом импортер должен заплатить 45–60 тыс долл, причем независимо от страны происхождения товара. Сюда входит ​$3 тыс. пошлины на товар-прикрытие, 10–12 тыс долл взятки представителям таможенных органов, полиции и ФСБ, остальное — маржа таможенного брокера.

Отправки в никуда

ULS Global — крупная по меркам Северо-Западного региона транспортно-логистическая компания. Она владеет восемью грузовыми самолетами, 350 автомобилями и морским паромом. Собственники группы — российские бизнесмены Игорь Хавронов и Леонид Кузьмин, а также гражданин Турции Джебраил Караарслан. Как рассказывает бывший сотрудник ULS, основная логистическая схема выглядит так: товар из Турции, Китая и европейских стран авиасообщением доставляют в Таллин, там грузят в фуры, которые едут в эстонский порт Силламяэ, а оттуда паромом плывут в Усть-Лугу, где и происходит растаможка.

«Компания — под разными вывесками — работает с начала нулевых, в 2010 году ввозила в Россию до тысячи фур в месяц, сейчас, после скачка курса и падения импорта, 150–200 машин», — говорит бывший сотрудник ULS, попросивший об анонимности.

РБК удалось ознакомиться с несколькими сотнями транзитных деклараций, поданных на эстонскую таможню на груз, перевозимый транспортом ULS в 2012–2015 годах. Речь идет об одежде, обуви, шубах, электронике и повседневных товарах турецкого, китайского и итальянского происхождения. Отправителем товара выступали различные офшоры, один из получателей — питерская фирма «Промкомплектимпорт», принадлежавшая Кузьмину и Хавронову (сейчас она ликвидирована). В 2014 и 2015 годах товар на общую сумму $24 млн, описанный почти в 200 декларациях, был направлен российским компаниям «Крона» (ИНН 7804492052), «Гермес» (ИНН 7810509386) и «ТК Инкар» (ИНН 7804492098). Однако первые два номера не зарегистрированы в Едином реестре юрлиц, то есть таких фирм никогда не существовало. Третья (компания с таким ИНН на самом деле называлась «Артрейд») была ликвидирована 14 января 2014 года.

«Если бы речь шла об одной-двух декларациях, можно было предположить банальную ошибку в ИНН. Но если это массовое явление, вероятно, использовалась какая-то нелегальная схема», — рассуждает финансовый директор BMS Law Firm Юрий Степанов. Старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин напоминает, что несуществующая компания не может заплатить таможенную пошлину. Возможное объяснение, продолжает юрист, в том, что данный груз был ввезен в Россию на адрес других фирм, то есть перед пересечением границы сопроводительные документы изменились.

РБК обратился в Федеральную таможенную службу с просьбой прокомментировать ситуацию. Там сообщили, что недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности организуют незаконные схемы ввоза товара на территорию Таможенного союза, изготавливая и подменяя товаросопроводительные и экспортные документы. Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС осуществляет мероприятия по пресечению этой деятельности и установлению всех причастных лиц.

РБК также попросил ФТС сообщить, какой товар был ввезен в Россию на указанных в транзитных декларациях автомобилях в обозначенные даты (это единственный способ отследить подмену документов). Однако в таможне сочли, что такая информация «носит ограниченный характер и не может направляться в коммерческие организации».

Совладелец ULS Игорь Хавронов в разговоре с корреспондентом РБК подчеркнул, что его компания лишь предоставляет транспорт и не имеет отношения к отправителям и получателям груза: «Мы играем роль такси и не более того». Поставки для «Промкомплектимпорта», подчеркивает Хавронов, представляли собой «абсолютно прозрачный и белый бизнес», а про поставки в адрес несуществующих фирм бизнесмену ничего не известно.

Бывший сотрудник ULS говорит, что в 150–200 фурах, ежемесячно ввозимых компанией в Россию, половину составляет турецкий товар, 30 проц — китайский, 20 проц — европейский. Годовая стоимость поставок, согласно его расчетам, превышает 2 млрд долл.

Высокие покровители

Бывший сотрудник ULS в разговоре с РБК предполагает, что покровительство группе могли оказывать оперативник Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС России Павел Смолярчук и начальник 7-го отдела (курирует таможню) управления «К» СЭБ ФСБ Вадим Уваров. В подтверждение этих слов источник, близкий ФСБ (о ее роли ниже), предоставил РБК электронную переписку, которую представители ULS якобы вели со Смолярчуком и Уваровым. В ФСБ эти письма передал Дмитрий Нестеренко, бывший партнер совладельцев ULS по ряду проектов.

Бой с тенью

Контрабанда дает импортерам возможность снизить расходы в полтора-два раза при ввозе турецких товаров и в несколько раз при поставках из Европы, следует из расчетов двух таможенных брокеров из Санкт-Петербурга. «Главная причина популярности нелегальных схем — заградительно высокие пошлины на товары легкой промышленности, — рассуждает один из них. — Официально это делается для поддержки отечественного производства, а по факту лишь кормит широкий слой коррумпированных чиновников и правоохранителей».

Другой причиной распространения контрабанды является отсутствие единой базы у таможенной и налоговой служб. Это позволяет ввезенным кирпичам или черепице исчезать в никуда, а ширпотребу появляться на балансе импортеров из ниоткуда, добавляет собеседник РБК.

Руководитель Центра поддержки ВЭД Галина Баландина, генерал-майор таможенной службы в отставке, согласна с обоими аргументами. «Пошлины на ввоз товаров легкой промышленности действительно высоки. Что касается недостатков взаимодействия налоговиков и таможенников, то можно вспомнить старую историю, когда номер декларации одной легально ввезенной партии товара указывался разными фирмами в десятках счетов-фактур, но это не привлекало внимание налоговых инспекторов», — говорит эксперт.

Источник: РБК

Фото: ТАСС, РБК

контрабанда
одежда
товар