При максимально благоприятных условиях рост фэшн-рынка в 2018 г составит до 4–5 проц

По итогам 2017 года российский рынок фэшн-ретейла показал практически нулевую динамику. Согласно оценке Fashion Consulting Group, в рублевом эквиваленте рынок практически не вырос, а стабилизировался с минимальным приростом в различных сегментах. Так, в эконом-сегменте прирост составил около 1 проц, а в верхнем — около 3 проц. Но с учетом инфляции 2,5 проц о росте рынка говорить все равно не приходится, пишет "Деловой Петербург".

Падение покупательной способности россиян сильнее всего почувствовал именно фэшн-сегмент. Говоря о перспективах на 2018 год, продавцы бытовой техники и товаров для детей отмечают хоть небольшой свет в конце тоннеля. В то время как продавцы одежды, товара не самой первой необходимости, надеются лишь на промоакции и ищут для себя новые виды бизнеса, отмечает издание.

Найти другие направления

Игроки рынка и эксперты фешен–ретейла подводят неутешительные итоги. В 2015 году объем fashion–рынка (с учетом обуви и аксессуаров) откатился до уровня 2012 года — 2,3 трлн рублей и последние 2 года практически не растет. В сравнении с докризисным периодом (до 2014 года) спрос на одежду остается низким, приводит цифры Анна Лебсак–Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

О тяжелой ситуации говорит и отсутствие желания у ретейлеров официально комментировать итоги года, пишет "Деловой Петербург". Они публично держат лицо, но в личных беседах признаются: выручка сильно упала, маржа сократилась, по полной цене (без скидок) вещей продается все меньше и меньше. Усугубила ситуацию и погода — лето было прохладным, а декабрь теплым.

"Многие дождались январских распродаж и пошли покупать зимнюю одежду и обувь. Я и сам такой. И это нормально", — признается неавторизованно владелец одежной сети, торгующей в сегменте средний и ниже среднего. Но сетует, что в одежном ретейле маржа сильно упала. "У нас роста в 2017 году практически нет — на уровне 1–2 проц. С учетом инфляции это минус. Я уже подумываю о вложении средств в какой–то другой бизнес, но пока нет понимания, в какой именно", — подытоживает собеседник "ДП".

Присматривается к другим видам бизнеса и еще один владелец одежной сети сегмента масс–маркет. "Я уже начал ездить по знакомым предпринимателям, работающим в других сферах бизнеса. Смотрю, что можно из их практики перенять, так как у fashion–рынка везде все одинаково и позаимствовать нечего. На нашем рынке просто болото. Если найду, куда вложить средства, то буду серьезно это рассматривать", — заявил "ДП" одежный ретейлер.

По оценке Concept Club, по итогам прошлого года рынок демонстрирует стабильность. Ситуацию в компании характеризуют так: лучше всего продаются платья за 300 рублей. За время кризиса покупатели привыкли к распродажам. В сети магазинов "Эконика" тоже сетуют, что покупательная способность еще не восстановилась после кризиса. "Многие исследовательские агентства отмечают рост позитивных настроений среди населения, но реальные доходы, к сожалению, не увеличиваются", — считают в компании.

Пока без изменений

На 2018 год прогнозы у ретейлеров тоже не самые радужные. Генеральный директор Concept Club Эмин Рустамов считает, что рост рынка в этом году может зависеть от нескольких факторов. Во–первых, от погодных условий: если сезон весна–лето будет близок к норме, то продажи подрастут. Во–вторых, рынок может начать расти вместе с доходами населения. Пока же ситуация останется нестабильной и сильно зависит от политической и экономической повестки дня, соглашаются в "Эконике". По этой причине в торговой сети не ожидают резкого всплеска спроса и прогнозируют, что 2018 год будет сложным со всех точек зрения. Анна Лебсак–Клейманс полагает, что россияне не перестанут экономить, продолжат планировать покупки одежды заранее, будут внимательно анализировать цены и отказываться от эмоциональных спонтанных покупок одежды. Поэтому значительного прироста рынка в этом году аналитик не ожидает. При максимально благоприятных условиях возможен рост рынка до 4–5 проц.

Ставка на оптимизацию

Для развития в сложной экономической ситуации ретейлеры делают ставку на оптимизацию. Так, в "Эконике" концентрируются на оптимизации ключевых бизнес–процессов, совершенствуют продукт с точки зрения качества, стилистики, моды.

В интернет–магазине Wildberries видят потенциал роста в развитии онлайн–торговли и наращивают количество пунктов самовывоза товара. Сейчас у Wildberries 1 тыс. точек, до конца года компания планирует удвоить их число. Помимо того, интернет–ретейлер делает ставку на расширение ассортимента. Например, с начала года Wildberries торгует не только платьями, но и детским питанием. Причем одежные сети, даже при наличии собственных интернет–каналов, активно сотрудничают с интернет–агрегаторами, которые обеспечивают им до 3–5 проц продаж.

Одно из наиболее перспективных направлений — это качественная и практичная повседневная одежда и обувь в спортивном стиле. А также недорогая молодежная одежда, соответствующая растущему популярному тренду street wear, считает Анна Лебсак–Клейманс.

"Можно говорить о появлении ощущения чуть большей стабильности у населения, однако покупательское поведение очень сильно изменилось по сравнению с докризисным периодом. Покупатель уже не так легко расстается с деньгами. Учитывая динамику предыдущих лет, мы объективно оцениваем возможности и не ждем рывка в 2018 году. Январь мы отработали с хорошим ростом к прошлому году. Февраль начался с обильнейших снегопадов, что абсолютно не способствует росту трафика в торговых комплексах. Что будет дальше — зависит от многих параметров, на которые мы не можем повлиять (политика, экономика, погода)", - рассказала "ДП" Анна Сироткина, коммерческий директор сети магазинов Baon.

Источник: "Деловой Петербург"

Фото: Baon

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ