• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Прогнозы восстановления фэшн-рынка после пандемии

Прогнозы восстановления фэшн-рынка после пандемии

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Российский фэшн-рынок обрушился в 2020 году на 22 процента, до 1,71 трлн руб. Есть три сценария его восстановления.

По пессимистичным прогнозам, российский фэшн-рынок вернется к докризисным показателям не ранее 2025 года, по оптимистичному сценарию - к весне-осени 2022 года. Также есть "сбалансированный" сценарий, согласно которому снятие пандемических ограничений состоится в 2022 году, а восстановление оборотов рынка и спроса - к осени 2023 года. Об этом в рамках форума RFRF на выставке CPM рассказала гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс.

"Пессимистичный прогноз строится на том, что ограничения в каких-то формах останутся дольше, и нам придется привыкать к ним, как к своей повседневности. Этот сценарий сдвигает границы восстановления к 2025 году. "Взвешенный" сценарий предполагает снятие ограничений в 2022 году и восстановление оборотов рынка и спроса - к осени 2023 года. Позитивный (оптимистичный) прогноз подразумевает восстановление рынка к весне-осени 2022 года", - отметила эксперт.

"Медленное восстановление рынка связано как с располагаемыми доходами, так и с изменениями в приоритетах интересов и ценностей людей, на первый план выходят ценности здоровья, безопасности и стабильности", - подчеркнула спикер. Вместе с этим укрепляется тренд на эко-ответственность, сокращение потребления, цикличную экономику, предполагающую безотходное производство и максимально полезную "амортизацию" вещей - их вторичные продажи, переработку. Если до 2014 года в РФ люди были готовы тратить на фэшн-продукцию до 9-11 проц от располагаемого дохода, то теперь они считают разумным тратить вдвое меньше, при этом заранее тщательно планируя эти расходы.

По оценкам FCG, по итогам 2020 года объем всего фэшн-рынка, включая одежду, обувь и аксессуары сократился на 22 проц, до 1,71 трлн руб, 60 проц из которых приходится на одежду.

В нижнем ценовом сегменте, который представляет почти 2/3 рынка РФ, продажи у различных компаний сократились в диапазоне 10-20 проц. Основной удар по сокращению продаж пришелся на средний сегмент, основу которого составляют игроки среднего и малого бизнеса, западные бренды-поставщики. Продажи таких компаний сократились на 15-50 проц. Люксовый сегмент оказался самым стрессоустойчивым, потеряв в продажах 10-15 проц по сравнению с 2019 г. В России, несмотря на отсутствие туристического потока, продажи были компенсированы тем, что россияне тратили свои деньги не за рубежом, а в РФ.

Наиболее устойчивыми к кризису оказались крупные компании, лидеры рынка, особенно те компании, которые получили серьезную государственную поддержку. Их продажи сократились в диапазоне 10-15 проц.

Трафик московских fashion-ритейлеров начал восстанавливаться

Ранее сообщалось, что в январе в Москве посетители начали постепенно возвращаться в магазины одежды, что подтверждается Shopping Index. Эксперты связывают восстановление спроса с массовой вакцинацией населения, очередным этапом снятия ограничений и общей усталостью от кризиса. Сами ритейлеры признают, что рост продаж в январе мог быть обусловлен высоким сезоном скидок.

В январе этого года Shopping Index (отражает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) московских fashion-ритейлеров оказался на 21,7 проц ниже, чем в аналогичный период прошлого года, рассказали “Ъ” в Watcom Group. Показатель января оказался лучше значений декабря, когда спад оценивался в 26,7 проц год к году. Глубина снижения Shopping Index в январе 2021 года относительно декабря 2020-го оказалась ниже и составила 10,1 проц, в то время как годом ранее (январь 2020 года к декабрю 2019-го) достигала 15,8 проц.

В целом по итогам 2020 года посещаемость торгцентров по всей стране сократилась на 30 проц год к году, напоминает Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, это рекордное падение за всю историю существования развитой системы торгцентров в стране — даже в кризис 2014 года значение Shopping Index снижалось на 4 проц за год.

Фото: CPM

Анна Лебсак-Клейманс
Fashion Consulting Group
RFRF