• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Российский фэшн-рынок: итоги 2019 года и перспективы

Российский фэшн-рынок: итоги 2019 года и перспективы

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Бизнес

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, подвела итоги 2019 года и проанализировала дальнейшие перспективы российского фэшн-рынка. По ее прогнозам, главный социальный тренд следующего десятилетия - sustainable fashion. Эксперт говорит о развитии slow fashion и сокращении объема российского модного рынка:

Макроэкономический контекст фэшн-рынка 2019

Положительными факторами 2019 года стали стабилизация курса рубля, низкая инфляция и рост реальных располагаемых доходов (+3 процента в III квартале 2019 г. по данным Росстат). Тем не менее, Минэкономразвития РФ говорит о негативной динамике потребительского спроса. Оживлению потребительского рынка не способствуют как макроэкономические показатели РФ, так и стагнация потребительского рынка в целом. Сокращение показателя объема российского fashion рынка по итогам 2019 года предварительно оценивается в 3-4 процента.

Продолжение экономических санкций сопровождалось драматически рекордным сокращением международных инвестиций и оттоком иностранного капитала. Это неизбежно оказывает пролонгированное негативное влияние, в том числе затруднение интеграции в международные экономические отношения и сопутствующие барьеры в развитии внутреннего производства. Основная ставка НДС с 1 января 2019 года была повышена с 18 процентов до 20 процентов, что стало еще одним дополнительным барьером в развитии малого и среднего бизнеса. Согласно оценкам ЦБ РФ, по итогам 2019 года ожидается значительное сокращение прогнозируемого ранее прироста ВВП с 1,2-1,7 процента (прогноз ЦБ в начале 2019 г.) до 0,8-1,0 процента (прогноз ЦБ от ноября 2019 г.).

Рост номинальных зарплат нивелируется увеличением затрат на базовые потребности, а именно ростом розничных цен на основные базовые потребительские товары, высоким уровнем существующей закредитованности населения. Сокращение объемов сбережений опустилось до самого низкого уровня за 20 лет и сопоставимо с показателем кризисного 1998 года.

Реальные располагаемые доходы россиян продолжают «сползать» уже в течение 6 лет. Так, согласно исследованию потребительского доверия, более 50 процентов россиян в 2019 году сократили расходы на одежду. Одежда и обувь, будучи «необязательными» статьями расходов, продолжают оставаться главной статьей экономии в российских семьях, опережая даже такую статью как развлечения вне дома.

Для компаний индустрии моды в 2019 году дополнительным негативным фактором сокращения продаж стал климатический сбой, который спровоцировал невыполнение планов по продажам осенне-зимней одежды (в ЦАО).

На фоне стагнации спроса меняется структура рынка

Верхний ценовой сегмент продолжает ощущать себя достаточно уверенно. На фоне стагнации потребления в массовых сегментах, прирост в рублевом эквиваленте обеспечил увеличение доли люксового сегмента в общей структуре российского fashion-рынка с 10 процентов до 11 процентов. Многие ведущие международные игроки заявляют о продолжении роста продаж и не планируют сокращать свои планы развития в РФ. Наблюдается интересный феномен: «обогащение богатых» – отдельные игроки топ-люкса в 2019 г. заявляют о росте продаж на российском рынке по итогам 2018 г.: Christian Dior +62,6 процента, Tiffany & Co. +58,4 процента, Fendi +47,3 процента, Bvlgari +30,6 процента, Hugo Boss +23,7 процента, Prada +16,6 процента, Bogner +15 процентов, Burberry +14,5 процента.

Средний сегмент. В среднем ценовом сегменте у брендов самое сложное положение, так как покупатели с одной стороны стремятся не отказываться от привычного потребления, но на фоне необходимости экономить, ждут распродаж или совершают свои покупки в разнообразных дисконтных магазинах: off-price и аутлетах.

Нижний сегмент. Нижний ценовой сегмент составляет основную часть текущего fashion рынка (65 процентов), но, в связи с общей стагнацией рынка 2018 г., нижний сегмент также затормозил свой рост, так как процесс посткризисного «перетекания» покупателей закончился.

Стратегии игроков

− Международные компании массового сегмента, так же, как и крупные российские сети среднего сегмента, временно притормозили свои программы развития и открытия новых магазинов. И в краткосрочной перспективе этот тренд сохранится.

− Данный этап рынка дает возможности развития локальным торговым маркам, не имеющим высокой известности, с низкими издержками на брендинг и сервис, которые выходят на рынок через онлайн-маркетплейсы и локальные ТЦ. В течение последних нескольких лет региональные торговые центры удвоили количество магазинов локальных торговых марок, как монобрендов, так и мультибрендов.

− Можно прогнозировать удвоение объемов дисконтных форматов продаж одежды и форматов вторичных продаж одежды, обуви и аксессуаров с 10 процентов до 20-25 процентов в среднесрочной перспективе. Это будет сопровождаться увеличением количества площадок для обмена и услуг по аренде одежды, и других аналогичных форматов.

− Мультиканальный формат, обеспечивающий максимальное удобство покупок, станет основой стратегией развития компаний. В рамках мультиканальных стратегий продаж продолжится перераспределение долей на рынке между традиционным и виртуальным каналами. Несмотря на то, что offline пока остается основным каналом продаж одежды и обуви в РФ (около 90 процентов), тем не менее виртуальные продажи продолжат теснить его шаг за шагом.

В рамках мультиканальных стратегий продаж ключевыми драйверами fashion online будет:

- опережающее развитие маркетплейсов
- рост m-commerce (продажи с мобильных устройств)
- рост объемов продаж через социальные сети

Ключевыми драйверами fashion offline будут:

- digital трансформация офлайна (в скорости обновлений, в коммуникации и в качестве сервиса)
- социальная философия шоппинга (расширенный спектр услуг в сторону социализации)
- трансформация постаматов, зон выдачи и шоуруминга в полноценный ритейл-сервис

Торговые центры, в свою очередь, в борьбе за привлечение трафика перераспределяют торговые площади, сокращая ритейл и увеличивая площади арендаторов «life style»: культурные зоны, зоны ресторанов, спортивные зоны и др.

И основная долгосрочная стратегия лидеров модной индустрии, главный социальный тренд следующего десятилетия: sustainable fashion - обращение покупателей к этике осознанного потребления, экологической обеспокоенности и рациональной идее цикличной (безотходной) экономики. Это будет выражаться в росте популярности slow fashion (длительного использования), вторичных продаж и в сокращении отходов. Этот глобальный фундаментальный социокультурный тренд в корне меняет представление о долгосрочных стратегиях, необходимых для успеха в модной индустрии и во многом будет определять вектор развития модной индустрии предстоящего десятилетия, в которое мы вступили 1 января 2020 г.

Фото: Fashion Consulting Group

аналитика
Анна Лебсак-Клейманс
Fashion Consulting Group