• Home
  • Novostee
  • Бизнес
  • Самые популярные франшизы 2015 года

Самые популярные франшизы 2015 года

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

В кризис открытие бизнеса по франшизе — популярное решение. Компании получают возможность развиваться без больших инвестиций, а франчайзи снижают свои риски. РБК составил рейтинг самых популярных франшиз 2015 года.

По оценке Российской ассоциации франчайзинга, в 2015 году российский франчайзинговый рынок вырос на 15 проц.

"Многие бренды, которые до кризиса не рассматривали франчайзинг как стратегию развития бизнеса и открывали только собственные точки, сейчас запускают франчайзинговые сети", — говорит гендиректор компании "Франкон" (консультант по франчайзингу) Нина Семина.

На рынке появляется множество новичков. Например, весной 2016-го стартовали продажи франшизы одежной сети Fashion House, сети магазинов дизайнера Беллы Потемкиной.

Но при этом первые три позиции в рейтинге РБК заняли франчайзеры из других сфер: разработчик и продавец ПО "1С", справочная система "Консультант Плюс" и сеть магазинов косметики Yves Rocher. Все три компании работают в России с начала 1990-х, у них проверенные бизнес-модели и большие партнерские сети. Обратная сторона популярности — сильная конкуренция между франчайзи.

Многие франчайзеры адаптируют условия и франшизы к кризисным временам. Например, та же компания Fashion House отдает одежду на реализацию, а предприниматели экономят на оборотном капитале. Многие снижают первоначальные взносы, начинают продавать франшизы в небольшие города России и страны СНГ. "Можно говорить о том, что рынок франчайзинга сейчас - это рынок покупателей франшиз, именно они диктуют условия. Как правило, потенциальные предприниматели оставляют несколько заявок на конкурентные франшизы и долго выбирают лучшие предложения, уговаривая на скидки и лучшие условия", — говорит Нина Семина.

Понятие "франчайзинг" в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы — агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Но единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК), отмечает Семина. Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений (например, по ценам и конкуренции), поясняет она.

По оценке Семиной, ДКК охватывают порядка 50 проц рынка франшиз, но только их можно называть "чистым франчайзингом". "Если компания хочет развивать франчайзинговый бизнес всерьез, рано или поздно она начинает использовать ДКК", — согласна руководитель правового департамента компании "Делошоп" (разрабатывает и продает франшизы) Лариса Матюшенкова.

Все ДКК в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).

франчайзинг