Валерий Туниянц, Canoe: "Если вы живы - это самая прекрасная новость!"

Последнее время многие задают вопрос, что будет после эпидемии коронавируса, как выживет бизнес и какие есть варианты нивелировать последствия. Основатель и генеральный директор компании Canoe Валерий Туниянц, переживших со своим бизнесом все возможные кризисы, начиная с 1998 года, рассказал FashionUnited о том, как справляться с текущей ситуацией и использовать ее для дальнейшего развития своей компании:

1. Самое главное – перестать паниковать. Меньше читайте и слушайте знатоков, быстро перепрофилировавшихся из коучей бизнеса и модных блогеров в высококвалифицированных вирусологов и детективов, расследующих глобальные заговоры. Ответы вы можете получить только у тех предпринимателей, которые бывали в кризисах и понимают их последствия.

2. Научитесь фильтровать всю информацию, которая до вас доходит. Читайте между строк. Часто информация преувеличена. Забудьте про желтую прессу, получайте информацию только из тех ресурсов, у которых есть доступ к первоисточникам.

3. Не пытайтесь сегодня понять, чем эта история закончится, так как никто не знает ни времени, ни масштабов ситуации. Вы можете продумывать различные планы на будущее, но действовать надо все равно сегодня. Корректируйтесь по обстановке.

4. Какой величины кризис бы ни был – он всего лишь кризис. Это возможность получения колоссального опыта, как можно и как надо выживать. Это пригодится вам в жизни еще не раз.

5. Отметите все лишние стенания на темы:

- «Я могу потерять свой маленький бизнес». Вы – предприниматель, вы шли на осознанный риск, открывая собственное дело. Вы должны изначально понимать запас прочности своей компании и какая подушка безопасности у вас есть. Если вы этого не понимали раньше, то кризис вас научит, отсечет все лишнее, даст четкую картину процессов и эффективности, и с этим опытом новый бизнес вы уже сможете начать более грамотно.

- «Государство мне не помогает». Почему оно должно Вам помогать? Правила игры между вами и государством – это то, что было дано изначально. Главное, чтобы не мешали. А по поводу помощи мое четкое убеждение – бойтесь данайцев, дары приносящих. У государства хватает своих проблем макро-уровня, пусть оно их решает, а мы будем делать то, что зависит от нас на микроуровне. Надейтесь всегда только на себя. Только тогда вы не будете зависеть от многих внешних факторов.

6. Если Вы слабый предприниматель – устройтесь на работу, пусть за вас отвечает тот, кто лучше разбирается в бизнесе. Если вы сильный предприниматель - то такой не опускает руки, он ищет возможности, а их во время кризиса всегда предостаточно.

7. Если вы живы — это самая прекрасная новость! Дерзайте. Кризис почистит рынок от слабых игроков. Уже сейчас открывается много возможностей. Не забывайте, что свято место пусто не бывает. Тезис «мы все умрем» не работает. Если все живы, значит они будут есть, пить, одеваться. Скорее всего по-другому, не так, как привыкли это делать ранее. Приспосабливайтесь к новым условиям. Делайте сильные компании, опирайтесь на полученный опыт.

Что будет с рынком после кризиса?

Сокращение доходов населения будет компенсировано сокращением игроков на рынке, отсутствием средств на производство или закупки, разорванными технологическими цепочками на предприятиях, что приведет к задержкам в производстве и отгрузках. Вывод простой – на рынке будет дефицит по многим направлениям.

Поведенческие привычки оптовых покупателей изменятся. Будет превалировать покупка вживую со склада, когда видят и трогают товар, тогда и передают деньги. Предоплаты могут умереть, если только это не проверенный поставщик и его продукция в дефиците. Покупать продукцию будут не заранее, а когда наступил сезон или есть возможность ее быстро продать.

Траты розничного покупателя будут прямо пропорциональны размеру его кошелька. Люди, имеющие достаток, не будут отказывать себе в покупке того, что хотят. Уровень продаж в премиуме сократится на 20-30 проц, но будет стабилен.

Предыдущие кризисы 2008 и 2014 года смыли с рынка премиума пену покупателей, которые не могли себе позволить купить дорогой аксессуар, но копили и покупали, чтобы окружающие видели, что у них это есть. Эта категория ушла в серый рынок подделок, где продолжала прекрасно существовать до сегодняшнего времени. То есть рынок премиума уже был почищен и остался с лояльной аудиторией потребителей. В этом году закроется большая часть бутиков, премиум перетечет в онлайн и перераспределится в огромном количестве интернет-ресурсов. Это не означает, что бутики умрут. Спрос рождает предложение, они снова начнут открываться, как только появится движение на рынке.

Еще в кризис 2014 года средний сегмент разделился. «Средний плюс» ушел в категорию премиум, «средний минус» – категорию нижнего сегмента. Если за предыдущие два кризиса средний уровень еще как-то пытался где-то существовать, то сегодняшняя реальность его добила.

Нижний сегмент – это основной показатель падения и роста рынков. Большая часть населения будет находиться именно здесь, здесь будут сосредоточены самые большие обороты и самый низкий уровень покупательской способности. И если раньше в нижнем сегменте были важны большой ассортиментный выбор минус соотношение цены и качества, то сейчас решающим фактором будет только цена.

Взрывной рост внутренних производителей будет обусловлен низкой себестоимостью производства и спросом на недорогой продукт.

Рынок через год-два восстановится. Существенный рост будет в последующие 2-3 года. Я верю в наших предпринимателей. Постоянная работа в жестких условиях, где кризис – это нормальное явление, где постоянный дефицит средств и дорогие деньги, низкая покупательская способность населения и жесткая конкуренция, воспитывают в наших предпринимателях жёсткий характер. Имея возможность сравнения с предпринимателями других стран, я вижу, насколько мы отличаемся – скоростью принятия решений, пронырливостью, перениманием опыта, смекалкой.

Фото: Олег Сердечников

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ