• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Арендаторы строят планы по развитию

Арендаторы строят планы по развитию

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

На рынках коммерческой недвижимости началось постепенное восстановление. Сохранившийся рост вакантности в сегменте стрит-ритейла Москвы и Санкт-Петербурга стал минимальным, число закрытий резкой снизилось, арендаторы вновь строят планы по развитию, пишет "Коммерсант".

Доля вакантных площадей в сегменте стрит-ритейла в Москве продолжила рост: по итогам первого квартала показатель увеличился на 0,4 процентного пункта, до 14 проц. Такие данные приводят в JLL. Но динамику консультанты называют позитивной. «Это наименьшее увеличение за прошедший год»,— объясняет руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев. Руководитель направления стрит-ритейла СBRE Юлия Назарова тоже видит положительный тренд: количество закрытий в первом квартале оказалось в три раза ниже, чем летом—осенью прошлого года. «А часть формально прекративших работу арендаторов — релокация ритейлеров в помещения с лучшими характеристиками»,— добавляет она.

Активность арендаторов, по мнению господина Фадеева, стимулируют приближающийся летний сезон и привлекательные ставки, скорректировавшиеся за время пандемии. Например, по данным JLL, средняя стоимость аренды на Большой Дмитровке сейчас составляет 85 тыс. руб. за кв. м в год, за первый квартал показатель сократился на 6 проц. Хотя коммерческий директор Realty4Sale Ирина Буренко отмечает, что на рынке начали заключаться сделки без дисконта. Правда, пока речь идет все же о помещениях в лучших локациях, на которые традиционно формируется лист ожидания.

Дисконты, по словам госпожи Буренко, сейчас арендаторы получают в основном в виде длительных арендных каникул или льготной ставки на время начала коммерческой деятельности. «Последний вариант в среднем предполагает 30-процентный дисконт от основной ставки на первые шесть-восемь месяцев работы»,— говорит она. Руководствуясь возобновлением планов торговых развития, госпожа Назарова ждет снижения среднего уровня свободных площадей на центральных улицах Москвы, но сомневается, что арендные ставки начнут расти раньше следующего года.

В Санкт-Петербурге незначительный рост вакантности пока также сохраняется: за первый квартал доля пустующих помещений, согласно оценкам Maris, увеличилась на 0,2 процентного пункта, до 11,3 проц. Вновь открытых предприятий оказалось на 35 проц меньше, чем закрывшихся. Руководитель отдела исследований Maris Алена Волобуева говорит, что наибольший урон ожидаемо был нанесен сфере общественного питания. За первый квартал в городе закрылись рестораны «Библиотека вкусов», «Нихао», кафе «Гамарджоба», Starbucks и другие.

Но в целом уровень спроса на уличные торговые помещения госпожа Волобуева называет стабильным. Запросов со стороны FMCG-ритейлеров (товары повседневного спроса), по словам эксперта, уже не так много, как годом ранее, когда они формировали 20 проц заключаемых сделок, но на центральные торговые улицы начали постепенно возвращаться fashion-операторы, ранее сокращавшие свое присутствие из-за ограничений. Доля предприятий торговли в стрит-ритейле за первый квартал к концу года действительно выросла на 0,8 процентного пункта, до 46 проц, в то время как предприятия общественного питания потеряли 0,6 пункта, до 31 проц. Хотя Владислав Фадеев пока не готов строить оптимистичных прогнозов. Если летом, по словам эксперта, вакантность на торговых улицах традиционно снижается, то осенью может произойти рост значения до 12–15 проц.

Возвращение в торгцентры

Согласно оценкам Watcom Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей), в Москве на 16-й неделе года (19–25 апреля) оказался на 17 проц ниже показателя за тот же период 2019-го. На 12–15 неделях (22 марта — 18 апреля) падение оценивалось в 7,9–18,1 проц. Активность посетителей постепенно возвращается на докризисный уровень: в январе Shopping Index в Москве в среднем на 20–30 проц отставал от показателей двухлетней давности. Но арендаторы пока ведут себя сдержанно. Вакантность в торгцентрах Москвы по итогам первого квартала, согласно оценкам Knight Frank, достигла 12 проц. Это на 5,8 процентного пункта выше значения за начало 2020 года и на 0,5 пункта превышает показатель четвертого квартала. Рост доли свободных площадей консультанты связывают с продолжающейся оптимизацией торговых сетей.

В Санкт-Петербурге на 16-й неделе года Shopping Index был ниже показателя за аналогичный период 2019 года на 16,4 проц, свидетельствуют данные Watcom. В период с 12-й по 15-ю неделю падение оценивалось в 11,2–13,6 проц. Это значительно лучше, чем в начале года, когда падение составляло 25–30 проц. Позитивная динамика во многом продиктована последовательным снятием связанных с COVID-19 ограничений. С конца января в торгцентрах возобновилась работа ледовых катков и с 25 проц до 50 проц выросла предельная заполняемость кинотеатров, с середины февраля с 75-процентной загруженностью смогли возобновить работу фуд-корты. Это уже сказалось на заполняемости объектов. Вакантность торгцентров Санкт-Петербурга, согласно оценкам Colliers International, по итогам первого квартала сократилась с 5,1 проц до 4,9 проц относительно конца прошлого года. В наиболее востребованных объектах пустуют 2,2 проц. Позитивную динамику аналитики объясняют ростом активности арендаторов, прежде всего — в сегментах одежды и обуви и электроники.

Источник: "Коммерсант"

Фото: FashionUnited

ритейлер
Торговый центр