• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • "Черная пятница" по-русски: новый вид обмана - подарок при каждой покупке

"Черная пятница" по-русски: новый вид обмана - подарок при каждой покупке

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

23 ноября стартует большая распродажа. Тысячи магазинов по всей стране уже анонсировали акции, скидки и спецпредложения к "Чёрной пятнице". Многие покупатели уже давно понимают, что в распродажу им часто продают товар по завышенным ценам с "грандиозными" скидками. Ритейлеры же стали еще хитрее и придумали новый более изощренный способ заработать на "чёрной пятнице".

"В последнее время у продавцов набирает популярность новая акция — подарок при каждой покупке, — рассказала "Лайф" аналитик потребительского рынка генеральный директор Группы компаний TDI Наталья Орлова. — Казалось бы, потребитель от этого только выигрывает. Но на практике ситуация далеко не всегда так хороша, как кажется. Участвуя в такой акции, неискушенный покупатель может попасть в ситуацию, когда не сможет получить полную сумму за товар. Если, конечно, захочет его вернуть, руководствуясь законом "О защите прав потребителей"".

Продавец пробивает всё, включая подарок, по полной стоимости, затем уменьшает цену основного товара на сумму стоимости подарка

Схема акции с подарками очень проста. Покупатель приносит на кассу товар. В этот момент продавец сообщает ему, что сейчас в магазине проходит акция и он получает в подарок к покупке косметические средства, бельё, чулочно-носочные изделия или что-то ещё. Затем продавец пробивает всё, включая подарок, по полной стоимости и, пользуясь своей скидкой как сотрудник магазина, уменьшает цену основного товара на сумму стоимости подарка. В итоге цена для покупателя не меняется, он получает дополнительные бонусы и, радостный, возвращается домой. Разочарование может постичь его только в том случае, если он захочет вернуть покупку в магазин.

"Тогда выяснится, что вернуть он сможет только сумму за вычетом скидки, так как сопутствующие товары, предложенные в качестве подарка, идут по полной стоимости и не подлежат обмену и возврату согласно закону "О защите прав потребителей", — поясняет Наталья Орлова в интервью "Лайф".

Чаще всего подобными акциями пользуются обувные и косметические магазины, также специализирующиеся на продаже мужской или женской одежды и аксессуаров. Она приводит простой пример. Покупатель берёт пару обуви за 3,5 тысячи рублей. При этом кассир предлагает в подарок косметические средства для обуви, которые относятся к категории невозвратных товаров. Допустим, четыре-пять средств по 200–300 рублей за каждое. Кассир пробивает покупку и отражает цену всех товаров в чеке, но в графе "Итоговая сумма" прописывается скидка — например, 1,2 тыс. рублей. Мало кто заметит, что эта скидка распространяется на обувь, а не на косметические средства.

— Если вы захотите вернуть или обменять товар в течение положенного срока, вас ждёт неприятный сюрприз: вы получите назад только 2,3 тысячи рублей или с вас потребуют доплату 1,2 тысячи рублей за обмен, — поясняет Наталья Орлова. — Ведь по чеку выходит, что за обувь вы заплатили именно эти деньги, а на остальные купили невозвратные средства для обуви. С помощью таких подарков магазины увеличивают прибыль, повышая конверсию за счёт товаров, которые обычно пылятся на складе. К тому же стоимость подарочных носков, крема для тела, шампуней, спреев для обуви бывает не всегда адекватной. Иногда она существенно завышена в расчёте на то, что потребитель всё равно не сможет вернуть такой товар продавцу.

Эксперты призывают быть бдительными при покупке товара

— На товары, приобретённые на распродаже, распространяются все положения закона "О защите прав потребителей", — рассказывает "Лайф" управляющий партнёр коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнёры" Владимир Старинский. — Любые объявления в магазинах о том, что купленный по акции товар не подлежит возврату, не соответствуют действующему законодательству. Поэтому, покупая что-то на распродаже, потребитель ничем не рискует. Что касается подарков, то их стоимость в чеке должна указываться равной нулю, а цена товара — полностью. В таком случае покупателю возвращается полная сумма по чеку, никаких оснований для её уменьшения нет. Если магазин отказывается вернуть указанную в чеке стоимость полностью, надо обратиться в Роспотребнадзор.

Фото: grayling

Черная пятница