• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Эксперты предсказали спад электронной торговли в РФ

Эксперты предсказали спад электронной торговли в РФ

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2015 году продажи российских интернет-магазинов могут впервые сократиться – сразу на 5 проц. На протяжении последних пяти лет рынок рос в среднем на 42,5 проц в год.

Провальный год

По итогам 2014 года рынок интернет-торговли в России достиг 683 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2013‑м на 27 проц. В ближайшем будущем аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют резкое замедление роста – в 2014–2018 годах среднее увеличение рынка ожидается на уровне 7 проц в год.

Самым провальным, по мнению экспертов, будет 2015 год – они ожидают снижения на 5 проц "в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией", до 650 млрд руб. В 2016‑м рынок начнет медленно расти – до 696,5 млрд руб., затем рост ускорится, и к 2018‑му объем интернет-торговли составит почти 960 млрд руб.

Эксперты компании выделили несколько основных тенденций, формирующих структуру рынка: это развитие мультиканальной стратегии сбыта (крупнейшие игроки параллельно с развитием интернет-каналов развивают сети обычных магазинов и пунктов выдачи товаров), консолидация отдельных сегментов, развитие мобильных приложений, рост объема мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей.

По данным J’son & Partners, на российском рынке интернет-торговли работают более 40 тыс. компаний. Самыми высококонкурентными аналитики назвали сегменты "Бытовая техника и электроника", "Одежда и обувь".

В 2015 году сохранится тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов; эксперты также считают, что из‑за нестабильной экономической ситуации и ослабления рубля замедлится развитие розничных сетей и снизится доля трансграничной торговли, сократится количество игроков в сегменте "Купонные сервисы".

При этом продолжат развиваться онлайн-гипермаркеты, предоставляющие смешанный ассортимент товаров, а также мобильная составляющая интернет-торговли.

Россияне консервативны в средствах оплаты – основным способом остаются наличные (65 проц), банковскими картами оплачено лишь 25 проц покупок. Впрочем, аналитики отмечают, что доля наличных платежей постепенно снижается, а доля электронных платежей, наоборот, – по сравнению с 2013 годом выросла в два раза.

Лидеры роста

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля товаров, оплаченных электронными платежами, составляет около 3 проц всего розничного рынка в России, а к 2020 году она может увеличиться до 10 проц. Объем рынка электронной коммерции в 2014 году ассоциация оценила в 20 млрд долларов против 17 млрд долларов в 2013‑м, для сравнения, рынок Германии в прошлом году вырос до 52 млрд долларов, Великобритании – до 120 млрд долларов, Китая – до 193 млрд долларов, США – до 264 млрд долларов. По информации АКИТ, лишь половина российских интернет-пользователей совершает покупки онлайн, а в Европе и США этот показатель превышает 80 проц, при этом средний чек отечественной интернет-покупки значительно меньше.

При этом оценки ассоциации о перспективах трансграничной торговли расходятся с прогнозами J’son & Partners Consulting: по расчетам АКИТ, в 2015 году этот сегмент составит до 60 проц всего российского e-commerce (в 2013 году было 20 проц). Сейчас 70–80 проц зарубежных интернет-покупок россияне совершают у китайских компаний, подсчитали в АКИТ.

Руководитель отдела стратегического анализа и сценарного правления компании "Юлмарт" Николай Валиотти считает, что в сложной экономической ситуации покупатели в поисках выгодной цены будут активнее переходить из офлайна в онлайн. При этом выиграют те участники рынка, которые предлагают диверсифицированный ассортимент. "Возможно, онлайн-ритейлеры за счет инфляции смогут сохранить прежние объемы продаж или даже продемонстрировать рост. С другой стороны, нельзя исключать сценарий, при котором нефть продолжит падать, рубль – дешеветь, а покупательская способность опустится до крайне низкого уровня. Сейчас экономические показатели могут меняться очень быстро", – сказал Валиотти.

В кризисный год потребители будут больше внимания обращать на цену и функциональные характеристики товара и меньше значения придавать имиджу, считает начальник управления интернет-продвижения группы "Связной" Михаил Морозов. Падение курса рубля может привести к снижению числа зарубежных покупок по ряду категорий, в частности, возможно сокращение объемов интернет-продаж из стран евро- и долларовой зоны, прогнозирует Морозов. "Нужно понимать, что цены на импортные товары, продаваемые в России, также выросли, поэтому совершение покупок за границей по‑прежнему оправданно. Скорее всего, клиенты будут просто более сдержанно подходить к потреблению в принципе, ограничивая себя в желаниях", – пояснил он РБК.

Наиболее эффективная стратегия в условиях кризиса – сочетание онлайн- и офлайн-каналов, когда клиент получает симметричный объем товаров и сервисов в любом из каналов, считает Морозов: "Сегодня это уже не "прихоть" ритейлера, а следование четко оформившемуся тренду потребительского поведения. Раньше потоки онлайн- и офлайн-клиентов практически не пересекались. Но сегодня доля "мультиканальных" клиентов – тех, кто покупает и в офлайне, и в онлайне – быстро растет. Она составляет примерно 15 проц от общего числа посетителей магазинов".

"Вопреки прогнозам, в 2015‑м мы зафиксировали рост продаж, снижения спроса в наступившем году мы не заметили", – заявил РБК заместитель гендиректора онлайн-маркета Ozon.ru Дэнни Перекальски.

Источник: РБК daily

E-commerce
Internet