• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Гимнастерка на смену свитшоту - кризис усиливается

Гимнастерка на смену свитшоту - кризис усиливается

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

В этом году Петербург покинут семь европейских брендов недорогой одежды. Им на смену в условиях кризиса выходят "Военторг" и японский Uniqlo, отмечает Фонтанка.ru.

В первом полугодии 2015 года из Петербурзг уже ушли четыре европейских бренда одежды – New look, Jennyfer, Camaieu и Calliope. В ближайшее время за ними последуют еще как минимум три игрока — Sinequanone, Desigual и Seppala. Выйти на рынок Северной столицы в условиях кризиса пока отважились всего два новичка — российский "Военторг" и японский Uniqlo. Немецкая Orsay готовится к возвращению, но с новым франчайзи.

Кризис сделал обновление гардероба непростой задачей для жителей Петербурга. Дело не только в том, что девальвация рубля привела к повышению цен почти на 15 – 35 проц, но и в том, что многие бренды попросту покинули рынок, заставив поменять привычные маршруты для шопинга. "Фонтанка" сосчитала потери и выяснила, какие ретейлеры готовы занять место ушедших марок.

Модный приговор

Конец 2014 года ознаменовался уходом из Петербурга сразу трех популярных марок – Esprit, River Island, OVS. Впрочем, они покидали торговые центры по всей стране из-за банкротства компании Maratex, развивавшей их по франчайзингу. Однако их закрытие стало только первой ласточкой кризиса на модном рынке.

В самом начале года последний магазин в торговом центре "Галерея" закрыл британский ретейлер New look, работавший в Петербурге с 2009 года. Правда, решение покинуть Россию компания объяснила вовсе не кризисом, а ростом политической напряженности. Всего у New look насчитывалось 19 торговых точек в нашей стране, из них три в Петербурге.

Вскоре ее примеру последовала французская Jennyfer. Последний магазин в Северной столице в ТРЦ "Галерея" прекратил работу в первом квартале. В BNS групп, развивающей сеть по франчайзингу, на вопрос "Фонтанки" не ответили. Однако на сайте оператора в списке брендов Jennyfer больше не значится. До кризиса у Jennyfer в Петербурге было пять магазинов. Впрочем, окончательно нашу страну бренд не покинул — на французском сайте указано, что сейчас работают две торговые точки — в Ижевске и Сыктывкаре.

А вот у французской Camaieu, судя по информации на ее сайте, магазинов не осталось не только в Петербурге, но и в других городах РФ. У развивавшей ее Jeans Simphony в портфеле эта марка также больше не значится. До кризиса в Северной столице работало девять торговых точек Camaieu.

После англичан и французов на выход последовали итальянцы. Бренд Calliope, проработавший в Петербурге четыре года, закрыл весной единственный магазин в ТРЦ "Галерея". Такое решение его сотрудники тогда объясняли неудовлетворительными финансовыми показателями. Представителем марки в нашей стране является компания "Руссиатэкс" (также управляет сетью Terranova), сейчас она владеет шестью магазинами Calliope.

По словам экспертов, такой массовый исход спровоцировал обвал рубля в конце 2014 года. "Затраты ретейлеров, исчисляющиеся в валюте (закупки, аренда), серьезно выросли, в то время как доходы в среднем сократились", – комментируют в консалтинговой компании JLL.

Согласно данным исследования Nielsen, уменьшение трат на покупку одежды стало одной из основных статей экономии россиян в этом году. От модных обновок отказались 50 проц опрошенных.

По словам руководителя Y Consalting Дарьи Ядерной, продажи одежды эконом-сегмента за первое полугодие в Петербурге сократились на 38 проц в натуральном выражении и на 8 проц в денежном. При этом, по оценкам аналитиков CBRE, ориентированные на импорт игроки, а к таковым относится большинство работающих в России одежных сетей, могли потерять около 70 проц прибыли по сравнению с 2014 годом.

Как результат, среди закрывшихся во втором квартале магазинов, по оценке JLL, половину составили именно fashion-ретейлеры.

Кто следующий?

До конца 2015 года судьбу ушедших ретейлеров разделят еще как минимум три бренда. Уже в сентябре Петербург покинет французская сеть Sinequanone. Как сообщили в развивающей ее компании "Адонис-СПб", 14 сентября прекратит работу последний магазин в ТРК "Сенная". Торговые точки в других городах оператора пока работают, однако компания не исключает вероятность, что вовсе откажется от этого бренда. "Это ценовой сегмент "средний плюс", который сильнее других подвержен кризису", – комментирует генеральный директор "Адонис-СПб" Вадим Быкасов.

Не доживет до зимы и единственный в Петербурге магазин испанской Desigual. Ее дистрибутор, компания "Джамилько", ликвидирует точки и в других городах страны, но обещает, что марка остается в мультибрендах, к примеру, в "Снежной королеве".

Финская группа компаний Stockmann, как и обещала, до конца 2015 года избавится от сети Seppala. Сейчас под этой вывеской в Петербурге работают всего три торговые точки. Магазин в ТРЦ "Радуга" закроется до конца августа, а вот бутики в "Родео Драйв" и "Июне" будут функционировать вплоть до января.

Stockmann также приступил к сокращению своей сети Lindeх, закрыв в июле торговую точку в магазине "Мега Дыбенко". Другие шесть магазинов пока продолжат работать.

Стремительно сворачивает торговлю в Северной столице также кожгалантерейная сеть Domani. Из 10 магазинов этого бренда в городе осталось только два — в торговых центрах "Ривер Хаус" и "Гулливер". Однако на вопрос о том, покинет ли марка Петербург окончательно, в компании не ответили. В других городах РФ сеть продолжает работу.

Сети, работавшие по модели франчайзинга, оказались наиболее уязвимыми во время кризиса, комментирует Дарья Ядерная. Имея мало самостоятельности в ассортиментной и ценовой политике, российские партнеры брендов имеют меньше шансов противостоять кризису. Зарубежные владельцы, видя неудовлетворительные финансовые показатели, отказываются продлевать с ними контракт. "Многие хотят выходить сами, но не все решаются", – отмечает Дарья Ядерная. Иногда источником проблемы является сам франчайзер. Так, по информации участников рынка, банкротство голландского ретейлера Mexx и покупка этого бренда турецкой Collins, привела к перебоям в поставках российского франчайзи Mexx — "БНС Груп". В самой компании на момент публикации ситуацию не прокомментировали.

Однако кризис не пощадил не только иностранцев, но и российских игроков. Так, сеть Savage сократила свое присутствие в Северной столице с 13 магазинов до пяти.

Кто на новенького?

Как показывают подсчеты брокеров, занимать места ушедших брендов другие участники рынка не слишком торопятся. Так, уровень вакантных площадей в торговых центрах Петербурга с начала года вырос с 6 проц до 6,5 проц. В NAI Becar оценивают текущий показатель в 6,7 проц и ожидают его увеличения к концу 2015 года до 7 – 8 проц.

По словам консультантов, в основном к освободившимся площадям присматриваются уже работающие на рынке игроки. Например, Baon, имеющий сейчас два магазина в Северной столице, собирается удвоить их число. Как рассказала коммерческий директор сети Анна Сироткина, один из них готовится к открытию в сети "Галерея". Прежде обосноваться там ретейлеру мешала высокая арендная ставка, однако из-за оттока арендаторов девелопер был вынужден пойти на уступки.

А вот новичков на модном рынке Петербурга можно пересчитать по пальцам. В июне на Загородном проспекте начал работу магазин сети "Военторг", принадлежащей Министерству обороны. В нем можно приобрести одежду, обувь, аксессуары и косметику в стиле милитари. В том числе в ассортименте присутствуют изделия с логотипом "Вежливые люди". До 2020 года запланировано открытие еще 15 фирменных магазинов в Северной столице и в других городах СЗФО. Прочие торговые точки, так или иначе использующие название "Военторг", нарушают авторские права, подчеркивают в компании, поскольку бренд запатентован "дочкой" Минобороны.

Место, прежде занимаемое ретейлером River Island в "Галерее", в декабре 2015-го займет японский одежный универмаг Uniqlo, который предлагает одежду для женщин, мужчин и детей в недорогом сегменте. Сообщение об этом появилось в июле на сайте компании. Торговая точка станет первым объектом сети за пределами Москвы, где у Uniqlo работают восемь магазинов.

А вот "Адонис-СПб" на месте закрывающегося магазина Sinequanone в ТРК "Сенная" собираются через два месяца начать продавать одежду немецкой марки Orsay, рассказал "Фонтанке" Вадим Быкасов. Впрочем, для российского рынка этот бренд не новый. Ранее в нашей стране его развивала компания Maratex, обанкротившаяся в конце 2014 года. Будут ли открываться еще точки Orsay в Петербурге, топ-менеджер не комментирует. "Кризис — не время говорить о планах", – считает он.

Источник: Фонтанка.ru

кризис