• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Итоги года: российская интернет-торговля

Итоги года: российская интернет-торговля

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

2019 год стал временем расцвета маркетплейсов и усиливающейся концентрации рынка. Начал набирать высокую популярность Wildberries. Постепенно стали раскрывать детали партнерства Alibaba и Mail.Ru Group. Открывал свои фулфилмент-центры Ozon, доказывая актуальность фразы "кто владеет складской инфраструктурой, тот владеет рынком", пишет РИА Новости.

Все это стало возможным, в том числе, благодаря пока еще слабому госрегулированию отрасли по сравнению с традиционным ритейлом, отмечает агентство.

Кроме того, потребители начали понимать, что покупать в онлайне удобнее, чем в офлайне. А помогло им в этом последовательное развитие доставки: расширение сети пунктов выдачи и постаматов, а также сокращение сроков доставки, заявил РИА Новости сооснователь исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников.

Почти каждый месяц крупные онлайн-площадки рапортовали о запуске все новых и новых товарных категорий, отщипывая постепенно часть доходов у ритейлеров. Это, по мнению Овчинникова, и повлияло на рост частоты онлайн-покупок в целом. "Ежегодно в разы увеличивается количество заказов, в которых например платье соседствуют с новым блендером, а чехол для телефона - с памперсами", - сказал он.

Во всем мире маркетплейсы растут быстрее, чем классические интернет-магазины, рассказывал на форуме Online Retail Russia экс-директор по международному развитию "Яндекс.Маркета" Алекс Васильев. Люди хотят получить все товары в одном месте, пояснял он, и если в 2016 году доля маркетплейсов в общемировой онлайн-торговле составляла 50 проц, то к 2022 году она составит 70 проц. В Китае этот показатель равен более 85 проц.

Счастливый год для маркетплейсов

По данным Data Insight, самыми быстрорастущими игроками на российском рынке сегодня можно назвать Wildberries, Ozon и онлайн-проекты X5 Retail Group. При этом падает число самостоятельных интернет-магазинов: за последние два года их количество сократилось примерно в два раза, до 20-25 тысяч, оценивает ситуацию президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Но они никуда не делись, продолжает он, а лишь переехали на маркетплейсы, где не нужно заниматься трудоемкой добычей трафика.

Действительно, отечественные производители выигрывают от роста популярности маркетплейсов - у них появляется возможности для сбыта своей продукции, говорит президент НАДТ.

По его словам, оптовые поставки из Китая начинают уходить в прошлое - в России стали появляться производители, которых никогда не было. "Мы начали закладывать фундамент для своего собственного развития", - отметил президент НАДТ.

Успехом 2019 года стала легализация продаж ювелирных изделий через интернет, хотя, конечно, рынок ждал совсем не "ювелирку". Тем не менее, за счет прихода крупных интернет-игроков доля онлайн-сегмента в продажах ювелирных изделий может вырасти до 7 проц c нынешних 4,5 проц, считает вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук.

В 2019 году также произошла перегруппировка больших "коалиций", претендующих на лидерство на рынке. Mail.Ru Group завершила юридическое оформление партнерства с китайской Alibaba, а затем создала второй большой альянс - со Сбербанком, где объединятся проекты в области "фудтех" и логистики, рассказывает Овчинников.

"При этом у Сбербанка есть СП в области e-commerce и с "Яндексом" - так что получается причудливое переплетение партнерств и конкуренции. Хотя переоценивать важность этих партнерств не стоит - крупнейшие игроки онлайн-рынка, пока остаются в стороне от этих больших альянсов", - добавил он.

Эксперты по-разному оценивают итоги 2019 года для российского рынка интернет-торговли. Так, в зависимости от авторства прогноза, показатель совокупного объема онлайн-продаж может достигать от 1,1 триллиона рублей (оценка НАДТ) до 2,2 триллиона рублей (оценка АКИТ).

Что касается прогнозов на 2020 год, Data Insight ожидает продолжение эволюционного развития рынка, и, в частности, его концентрации: несколько крупных игроков будут расти очень быстро, оставляя сильно позади средних и малых игроков - они перестанут расти совсем. Помимо этого, эксперты прогнозируют рост доли покупок через мобильные приложения с предоплатой в онлайне. Все чаще забирать эти посылки покупатели будут из пунктов выдачи заказов или постаматов.

Источник: РИА Новости

Фото: Ozon

E-commerce