Как россияне избавляются от старой одежды
6 янв. 2019 г.
В России всерьез стали задумываться над тем, как продлить жизненный цикл одежды. Впрочем, большинство жителей страны избавляется от ненужных вещей самым простым и легким методом - пакеты отправляются в мусорные ящики. Только из Москвы на свалки ежегодно вывозится не менее 360 тысяч тонн текстиля.
Как напоминает "Российская газета", с 2010 года в России стали работать благотворительные магазины, куда одежда попадает из специальных контейнеров. В Москве и Санкт-Петербурге работает несколько организаций по сбору вещей в контейнеры. В столице - 50-60 точек сбора, в Санкт-Петербурге - около 200. Для сравнения, в Лондоне на 8 миллионов населения действует примерно 700-800 мест для сбора ненужной одежды и текстиля. Контейнеры там стоят около крупных магазинов и торговых центров, возле учебных заведений, пишет "Российская газета".
Также в России становятся популярными бесплатные ярмарки "дармарки" и "фримаркеты", где посетители обмениваются одеждой. Те вещи, которые остались неразобранными, организаторы отправляют в пункты приема или на переработку. Но чаще всего по правилам фримаркета хозяин отвечает за свою вещь, и если она никому не приглянулась, забирает ее обратно. Фримаркеты проходят в 49 городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Сочи, Волгограде, Казани, Пензе, Ижевске, Калининграде.
В интервью "Российской газете" координатор проектов движения ЭКА Мария Малороссиянова рассказала, что в 2018 году благодаря праздникам "Экодвор" было собрано почти 300 кг одежды без учета вещей, которые нашла новых хозяев сразу. Теперь в планах организации - расширить географию присутствия в России и увеличить количество праздников.
В благотворительных компаниях отмечают, что у российских покупателей в целом меняется стиль поведения. Юлия Процко, координатор проекта по сбору ненужной одежды в компании Charity Shop, говорит, чтобы потом не выбрасывать вещи, люди стали меньше покупать одежду в сегменте масс-маркет и в большей степени отдавать предпочтение дорогим и качественным вещам. Из-за этого набирает популярность перепродажа одежды премиальных брендов (ресейл). Так продлевается жизнь дорогостоящих вещей, которые могли бы отправиться на помойку после того, как модный сезон закончился, отметил в интервью "РГ" Владимир Евладов, эксперт на рынке вторичных продаж премиальных брендов одежды.
Кроме того, в России развивается новый формат - апсайклинг, когда старые вещи перешиваются. "Винтажые джинсовки из секонд-хендов ярко расписывают в панковском стиле, расшивают камнями, декорируют и разукрашивают, также делают так называемый печворк, собирая из кусков ношенных джинсов новые вещи. Такие изделия мало того, что популярны, но и стоят дороже, чем новые. Также винтажные спортивные костюмы, ремни, сумки, бейсболки и толстовки - все сойдет для молодых модников", - рассказал дизайнер Илья Булычев.
В России существует реальная пустота в области переработки и вторичного использования вещей
Сбором одежды в России также занимаются благотворительные фонды или церковные приходы. Однако данное направление в бизнесе - низкомаржинальное, а поддержки ждать неоткуда, пишет "Российская газета".
"В России существует реальная пустота в области переработки и вторичного использования вещей. В Европе для соответствующих организаций существуют различные преференции, но в России никаких льгот для них нет - они работают на тех же условиях, что обычные коммерческие точки", - рассказала "Российской газете" эксперт Комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по энергоэффективности и энергосбережению, координатор проекта ОНФ "Генеральная уборка" в Москве Наталья Розина.
Проблема решится, когда будет введена 100-процентная расширенная ответственность производителей текстиля или одежды. В России есть много переработчиков ненужного текстиля, но большинство из них работают на привозном сырье или на закупках у предприятий. Переработчики будут работать с отечественным сырьём, когда удастся наладить его сбор. Пока же Россия ежегодно ввозит из Европы для переработки около 1 миллиона тонн ветоши без учёта ввозимого в страну секонд-хенда.
Парадокс заключается в том, что россияне свою ветошь сдают на переработку в магазины зарубежных торговых сетей - таких, как H&M, потому что такие пункты проще найти. В результате ветошь уезжает за границу.
Фото: Экодвор Воронеж