Конец эпохи: будут ли в России массово закрываться ТЦ

На рынке коммерческой недвижимости меняется эпоха. Отголоски начавшегося в США несколько лет назад резкого спада интереса к крупным торговым центрам, который может привести к закрытию четверти действующих объектов, начали ощущаться и в России.Как пишет "Коммерсант", мода на строительство крупных торгцентров сходит на нет. Уже на 2020 год не заявлен ввод ни одного объекта больше 100 тыс. кв. м, свидетельствуют данные «Магазина магазинов». Самым заметным открытием должен стать запланированный в Москве «Город Косино» площадью 89,3 тыс. кв. м. Средний размер сдаваемого в Москве объекта составит 9,3 тыс. кв. м — это более чем в полтора раза ниже показателя 2019 года (15,45 тыс. кв. м). А в сравнении с 2015 годом площадь среднего объекта снизилась в четыре раза.

Ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова объясняет, что спрос постепенно локализуется и востребованность небольших объектов сейчас выше как среди арендаторов, так и среди потребителей. «Модель торгового центра, работавшая последние лет 50, действительно устаревает»,— согласна директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Фокус инвесторов смещается в сторону все еще достаточно свободного рынка небольших локальных объектов.

Модель торгового центра, работавшая последние лет 50 устаревает

Резкое охлаждение интереса аудитории к крупным торгцентрам началось не в России. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс называет тренд глобальным — на Западе о нем заговорили еще несколько лет назад. В США, по расчетам Coresight Research, за последние четыре года объем торговых площадей вырос только на 0,4 проц. К 2022 году, прогнозирует Credit Suisse, должны закрыться 25 проц объектов.

Замдиректора Института градостроительного и системного проектирования Дмитрий Гриднев уверен, что Россию с точки зрения заполняемости торгцентрами корректно сравнивать как раз с США, именно оттуда в 1990-х годах и пришла в Москву мода на моллы. «Ситуация в Европе другая: большинство крупных городов в силу исторически сложившихся обстоятельств и менталитета предпочли сохранить рынки и стрит-ритейл, а не концентрировать торговые площади в одном здании»,— объясняет он.

В России кризис торгцентров начинает развиваться по аналогичному сценарию. Анна Лебсак-Клейманс поясняет, что общий объем локального рынка одежды, обуви и аксессуаров по итогам 2018 года остался без изменений к 2017 году. В то же время прирост российского рынка fashion e-commerce по итогам 2018 года превысил 20 проц. Тренд сохранился и в этом году: по расчетам Data Insight, в первом полугодии в денежном выражении объем рынка интернет-торговли достиг 725 млрд руб., увеличившись на 26 проц относительно аналогичного периода прошлого года.

Трафик торгцентров при этом показывает неутешительную динамику. По расчетам Watcom Group, показатель Shopping Index в Москве (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в 2019 году оказался на 17 проц ниже уровня 2013 года. В магазинах одежды и обуви падение в этом году оценивается в 18 проц по сравнению с 2016 годом. Гендиректор Boardriders Russia (развивает QuikSilver, Roxy, BillaBong, DC Shoes) Денис Томашевский говорит, что снижение трафика ощущается во многих торгцентрах. «Спрос перетекает в онлайн, и мы учитываем этот тренд при планировании 2020 года»,— отмечает он.

Гендиректор Familia Константин Надеждин предполагает, что если не произойдет существенных изменений в экономике, то число торговых точек в fashion-рознице в целом может снизиться на 5–7 проц. «В среднесрочной перспективе до 15 проц объема fashion-рынка могут занять онлайн-каналы»,— полагает он.

Но господин Надеждин уверен, что хоронить традиционную розницу пока не стоит: «Сети все равно будут открывать магазины — как своеобразные шоурумы, где покупатель сможет вживую увидеть и потрогать товар». При этом, продолжает он, с развитием омниканальности продаж риск потерь для fashion-операторов снижается: большой разницы, купили их товар в офлайне или онлайн, для участников рынка нет.

Сдаваться продавцы одежды и обуви в любом случае пока не готовы. И за рубежом, и в России прослеживается тренд к появлению нестандартных не только технологических, но и эмоциональных концепций в офлайне, рассказывает госпожа Лебсак-Клейманс. В качестве примера эксперт приводит Оverlane, который открыл в Нью-Йорке иммерсивный магазин-сад: «На входе гости разуваются и босиком гуляют по бутику-саду, где в непривычной для магазина обстановке размещены стеллажи с обувью всех размеров». Площадка Matchesfashion в сотрудничестве с Prada запустили магазин 5 Carlos Place с вендинговыми машинами для одежды, автоматами для пинбола и дизайнерскими коллаборациями.

Источник: "Коммерсант"

Фото: ТРК "Мари"

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ