• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • "Охта Молл" открылся в Петербурге: эксперты оценивают перспективы

"Охта Молл" открылся в Петербурге: эксперты оценивают перспективы

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

27 августа в Петербурге состоялось официальное открытие торгово-развлекательного центра «Охта Молл», совместного проекта финского концерна SRV и финского инвестиционного фонда RussiaInvest. Проект с общей площадью в 140 тыс. кв. м входит в число крупнейших торговых центров Петербурга, это самый масштабный новый ретейл-проект в городе в течение ближайших лет. Его арендопригодная площадь составляет 78 тыс. кв. м.

«”Охта Молл” – флагманский проект SRV в России и важная веха работы концерна в Санкт-Петербурге. Торговый центр будет уникальным не только за счет своего предложения, но и с точки зрения экологии. ”Охта Молл” станет первым в России торговым центром, сертифицированным по стандартам LEEDGold», - отметил Илпо Коккила, Председатель совета директоров SRVGroup.

Строительство торгового центра стартовало осень 2013 года, общий объем инвестиций составил 200 млн. евро. Его современный скандинавский дизайн разработан финским архитектурным бюро L Architects Ltd. Концепция объекта предусматривает соблюдение принципов устойчивого развития, что позволит проекту стать первым в России торговым центром, прошедшим сертификацию LEEDGold. Окончательное решение о выдаче сертификата будет принято в сентябре. Объект включает в себя два подземных уровня и гипермаркет, а также четыре надземных уровня, на которых разместятся более 250 магазинов международных и российских брендов.

«Охта Молл» реализован концерном SRV совместно с финским инвестиционным фондом Russia Invest, куда входит SRV совместно с другими финскими инвесторами, в том числе Ilmarinen, Sponda, Etera и Onvest. SRV, Ilmarinen и Sponda владеют по 27 проц фонда RussiaInvest, доля Etera составляет 13 проц, Onvest - 6 проц. Концерн SRV напрямую владеет 45 проц проекта, 55 проц принадлежит Russia Invest.

«На момент открытия в Петербурге торгового центра “Жемчужная Плаза” в 2013 году (второй масштабный проект компании SRV в Северной столице) в нем было арендовано 75 проц помещений, спустя 12 месяца он был заполнен уже на 95 проц. В настоящий момент более 65 проц площадей ”Охта Молла” сдано в аренду, переговоры по еще 25 проц движутся к финальной стадии. В “Жемчужной Плазе” вместе с торговым центром открылось 30 проц магазинов, сегодня в ”Охта Молле” начали работу приблизительно 25 проц арендаторов, что стало распространенной практикой для новых торговых объектов в России. К концу года число работающих магазинов увеличится до 50 проц», - рассказал Вели-Матти, Вице-президент SRV Group по реализации проектов в России.

Более половины арендопригодных площадей торгового центра занимают якорные арендаторы, среди которых крупнейшие международные и федеральные ритейлеры, а также всемирно известные бренды – H&M, Koton, Decathlon, LC Waikiki и Tom Tailor. Итальянский бренд Terranova и французский оператор Kiabi запускают в «Охта Молле» свои первые магазины в городе.

Операторы сегмента детских товаров, среди которых супермаркет «Дочки-Сыночки», займут около 5 проц площадей торгового центра, кроме того широкий ассортимент детской одежды представлен в универмагах H&M, LCWaikiki, Kiabi, Koton, Gloria Jeans, Decathlon.

Нужен ли на Охте молл

Между тем издание "Фонтанка.ru" пишет, что заполнить арендаторами новый ТЦ будет проблематично. Такой крупный торговый центр открывается в Северной столице впервые с начала кризиса. Предыдущий гигант – "Европолис" – был введен в конце 2014 года. В прошлом же году запускались "Outlet Village Пулково", представляющий с собой квартал отдельно стоящих зданий, вторая очередь комплекса "Питер Радуга", а также небольшой ТЦ "Парнас".

Изначально предполагалось, что ТРЦ станет первой очередью многофункционального комплекса общей площадью более 400 тыс. кв. м. Однако, как пояснили в пресс-службе SRV, концепция МФК "Охта-сити" пока так и не появилась — она будет сформирована уже после запуска торговой части.

Чтобы выделиться среди многочисленных конкурентов, SRV решили сделать ставку на необычный дизайн. Отличительной чертой проекта, разработанного финской L Architects, стали ломаные фасады, декоративная асимметричная плитка в облицовке. В оформлении использованы преимущественно естественные материалы – камень и дерево, и минимум пластика.

Однако, как пишет "Фонтанка.ru", пока скандинавский стиль не слишком прельстил потенциальных арендаторов. Сейчас на сайте проекта указано около 30 магазинов, при этом ранее сообщалось, что их будет 240.

По мнению экспертов, низкий уровень заполняемости связан с экономической ситуацией. "Ретейлеры все еще не готовы открывать новые точки в связи с кризисом", – комментирует Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге. По ее словам, сдать все площади в ближайшее время вряд ли удастся. "Однако открытие "Охта Молла", безусловно, позитивное событие для рынка. Это свидетельствует о том, что мы постепенно начинаем выходить из кризиса", – подчеркивает она.

В других регионах новые крупные торговые комплексы открываются в среднем с заполняемостью 50 – 60 проц от площади проекта и 40 – 50 проц от числа магазинов, говорит Анна Никандрова, партнер Colliers International. Впрочем, при грамотном управлении в течение первого года реалистично выйти на показатель 80 – 90 проц.

Сами ретейлеры к новому торговому центру относятся с опаской. "В Петербурге нет проблем с площадями. А когда в действующих центрах достаточно хороших предложений, лучше открываться в них, так как новые проекты достигают заявленной проходимости в лучшем случае через 1 – 2 года", – отмечает директор по развитию Rendez-Vous Виссарион Чхаидзе. Кроме того, сама локация вызывает вопросы. "От ближайшей "Новочеркасской" 1,5 км, а в Петербурге есть проблема с раскруткой новых комплексов вне пешеходной доступности от метро", – комментирует директор по развитию Baon Анна Сироткина. Кроме того, по ее словам, вблизи комплекса не так много жилой застройки. "Есть сомнения, что заявленные якорные арендаторы способны заставить людей ехать из других районов", – добавляет она.

На сегодняшний день Петербург является лидером среди российских городов по показателю торговой площади на одного жителя. Всего в городе работает свыше 150 торговых центров. Средний показатель свободных площадей, по экспертным оценкам, составляет около 10 проц. При этом у крупнейших девелоперов вакансий почти нет. К примеру, по данным JLL, в торговых центрах "Мега" не сдано всего около 1 проц площадей, в объектах Fort Group – около 2,5 проц, в проектах "Адаманта" – 3,5 проц. А вот у других игроков уровень вакансии может достигать и 30 проц, говорит Наталья Скаландис.

В условиях избытка площадей, по мнению эксперта, более перспективными является не ввод новых ТЦ, а реконцепция существующих. По этому пути, к примеру, пошел турецкий девелопер "Энка", который переформатирует свой ТЦ "Капитолий" на Пионерской в дисконт-центр. Его открытие должно состояться до конца года.

Однако Анна Никандрова считает, что SRV выбрал правильную стратегию, воплощая концепцию не столько торгового центра, сколько общественно-культурного пространства. К примеру, в комплексе появится проект "Охта Lab", который будет использоваться для проведения выставок, лекций, дискуссий, а также занятий йогой. "Если такая концепция будет реализована в полном объеме, она сможет нивелировать специфику локации и затрудненную транспортную доступность", – уверена эксперт.

Со временем может исправиться и ситуация с локальным трафиком. В частности, вблизи "Охта Молла" ЮИТ завершает строительство жилого комплекса "ТОЙВЕ" на 486 квартир. В конце года будет закончена первая очередь проекта "ЗимаЛето" Setl City. Кроме того, сама SRV намерена построить жилье на Магнитогорской ул. около торгового комплекса. А "дочка" алмазодобытчика "Алроса" – НПП "Буревестник" – согласовала вывод предприятия с Малоохтинского проспекта и застройку площадки жилыми домами и общественно-деловыми зданиями.

Фото: Пресс-служба SRV

Охта Молл