• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • От пандемии больше всего пострадал средний ритейл

От пандемии больше всего пострадал средний ритейл

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Группа экономистов Центра развития (ЦР) Высшей школы экономики при поддержке РСПП в рамках проекта по анализу отраслевого реагирования на пандемию исследовала ход кризиса в розничной торговле и возможные посткризисные тренды. Главные выводы работы: «цифровой толчок» для развития торговли был значительным, но он скорее актуализировал существовавшие еще в 2019 году проблемы отрасли, чем явил новые. Одним из важных последствий станет дополнительный импульс к консолидации ритейла крупными игроками, пишет "Коммерсант".

Локдауны 2020 года были потрясением для всех сегментов рынка и огромным вызовом для онлайн-торговли: спрос на ее услуги вырос много сильнее, чем снизился общий потребительский спрос. Для ряда секторов (например, для ювелирного ритейла, где офлайн-продажи упали на 94%) онлайн стал единственным вариантом существования — соответственно, выигрывал тот, кто уже имел хороший старт в этой сфере. Среди общих проблем офлайн-ритейла отмечаются проблемы с негибкостью отношений с арендодателями. Авторы упоминают особые практики пандемийной кооперации ритейла и сервисов (например, временную переброску персонала из ресторанного бизнеса), партнерство с маркетплейсами и с разномасштабными поставщиками.

Тем временем средний ритейл (второй эшелон), видимо, станет основным пострадавшим: он почти выпал из сферы господдержки, более чувствителен к новым издержкам, менее цифровизирован и имел меньше логистических резервов. В ЦР настаивают на том, что все это проблема, поскольку средние сети являются важным товаропроизводящим каналом для региональных производителей,— и ожидают усиления органической (не через M&A) концентрации в ритейле в пользу национальных сетей. Иностранные же и до 2020 года активно уходили из российского ритейла.

Image: Sara Kurfess / Unsplash

средний ритейл