• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Покупатели предметов роскоши меняют стратегию поведения

Покупатели предметов роскоши меняют стратегию поведения

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Продавцы товаров класса люкс делают ставку на "золотой фонд" - клиентов со стабильно высоким уровнем дохода. В "сытые" времена клиентский сегмент люкса увеличивается за счет высокооплачиваемых профессионалов, топ-менеджеров, а также за счет категории "богатые люди без денег", то есть те, кто позволяет себе эпизодические или спонтанные покупки, отмечает "РГ". Но в кризис последняя категория вообще исчезает с радаров люкс-сегмента, а топ-менеджеры сокращают свои расходы на роскошь, рассказали эксперты конференции "Российский рынок товаров роскоши в современных условиях", организованной Франко-российской торгово-промышленной палатой.

По оценкам Fashion Consulting Group, в России к категории "золотого фонда" можно отнести 500 тыс. человек. Впрочем, это лишь те, кто задекларировал доходы из расчета 15 тыс. евро на человека в месяц, не факт, что они тратят эти деньги на предметы роскоши. Сами участники рынка более чем скромны в подсчетах, например, новая программа одного из крупнейших дистрибьюторов одежды и аксессуаров класса люкс ориентирована всего на 500 человек. Фундаментальная задача в кризис - удержать этих клиентов и дать точный ответ на их потребности. А из категории топ-менеджеров "поймать" тех, кто отказался от зарубежного шопинга. По словам главы Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, понятно, что люди не купят себе вторую яхту, но в сумке себе не откажут. Даже очень богатые люди живут в реальном мире, и их покупательское поведение в нестабильные экономические времена меняется. На практике это означает, что вместо двух вещей высокого качества будет покупаться одна эксклюзивная.

"Золотой фонд" отличает разумный подход к покупкам, восприятие товаров люкс как инвестиций и формирование рационального целостного гардероба, отказ от демонстративного поведения. Последнее всегда было спецификой российского рынка товаров люкс - соотечественники любят одеваться "напоказ", чтобы хорошо было видно Louis Vuitton в руках или Hermes на ремне. Отличает нас и более высокая, чем у европейцев, склонность к эмоциональным покупкам, а также очень низкий уровень онлайн-продаж и крайне подверженный манипуляциям покупатель. По словам Лебсак-Клейманс, до сих пор не сформирована поколениями лояльность конкретным брендам, люди активно реагируют на скидки и индивидуальный сервис.

Рынок люкс переживает три стадии своего развития с точки зрения потребительского поведения: на первой - покупателю важно подчеркнуть свой статус и доход, выбирать бренды, соответствующие положению в обществе (это Россия в 90-е - джинсы непременно Versace и цепь в несколько килограммов). Второй этап - переход от демонстративного потребления к сохранению статус-кво, становятся более важны такие составляющие роскошного образа жизни, как сервис, консьерж-службы, спа, забота о здоровье. Третий этап свойственен развитым стабильным рынкам - на первый план выходят самореализация, меценатство, сохранение историй и традиций, экоответственность. Условно говоря, вместо покупки яхты люди начинают тратить деньги на благотворительных аукционах. По оценкам экспертов, Россия за короткое время прошла все три стадии, но сейчас "откатилась" к первой и второй из-за того, что "золотой фонд" у нас намного меньше, чем в Европе и США. Однако тот же show off, то есть хвастовство богатством, в кризис приобретает другие формы. По наблюдениям директора по работе с клиентами Synovate Comcon Людмилы Бартенковой, демонстративное поведение меняет свою корреляцию с доходом - если раньше это было присуще высокодоходному сегменту, то теперь в большей мере массовому. "Мне нравится, когда другие считают, что мои дела идут успешно", - примерно из такой мотивации исходят покупатели товаров если не люкс, то премиум-сегмента (дорогих, но до полноценного люкса недотягивающих). Есть запрос на подтверждение статуса, причем чем хуже в экономическом смысле себя чувствует регион, тем большая склонность к такому поведению.

Центральным городом люкса фактически остается Москва

Если в последние годы была тенденция на развитие регионов, то сейчас она сокращается, и столица снова начинает консолидировать основные продажи (около 60 проц). По представленности люксовых брендов города также развиваются неравномерно: помимо Москвы и Санкт-Петербурга, в топ-5 лидеров входят Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Новосибирск. Причем, как отмечают эксперты, закончилось время монополизации: люксовые бренды предпочитают вообще не давать эксклюзивных прав презентации. Есть крупные столичные игроки (Mercury, Bosco, Jamilco) с выходом в отдельные регионы и есть вся остальная территория, поделенная на локальных дистрибьюторов. Последние 10 лет была тенденция выхода брендов напрямую (Louis Vuitton, Prada, Gucci, Hermes и др.). Но те, кто не сделал этого в период процветания, сейчас посматривают на российский рынок с опаской. Тем не менее выход новых брендов продолжается, правда, в этом году их всего два, и те косметические.

По данным Y Consulting, в этом году спрос на рынке товаров класса люкс сократился на 14,6 проц. С сентября 2014 по сентябрь 2015 года закрылось 28 проц мультибрендовых бутиков в сегменте люкс и премиум. Трафик сократился на 32 проц, при этом средняя конверсия (то есть соотношение посетителей магазина и сделанных покупок) выросла на 28 проц, средний чек увеличился на 17,4 проц (притом что средний рост цен составил почти 30 проц). Генеральный директор Y Consulting Дарья Ядерная рекомендует вкладывать в тренинги и удержание продавцов, в релокацию вместо закрытий, а также в CRM-системы и программы лояльности и работы с постоянными покупателями.

Бартенкова также обратила внимание на то, что в последнее время на потребителя сваливается слишком много информации: достучаться хотят все, и потенциальный покупатель от этого устает. Он хотел бы иметь много информации, но в формате канапе, "на один укус". Еще один тренд в том, что определенная группа потребителей сегмента люкс нуждается в приватности и защите, поэтому они не хотят ухода в онлайн и требуют индивидуального подхода и сервиса.

Вообще, потребитель товаров класса люкс в мире меняется достаточно существенно. Основным драйвером принятия решения сейчас является импульс, то есть спонтанная покупка, отметил партнер Делойт СНГ Владимир Бирюков. Но среди молодого поколения Y (те, кому сейчас от 18 до 34 лет) основной фактор - это тренд. Поэтому по мере того, как поколение Y будет взрослеть, тренды будут приобретать все большее значение, уверен Бирюков. Среди источников информации о люксовых брендах по-прежнему доминируют традиционные - журналы, магазины, однако для поколения Y на первое место выходит онлайн. В соцсетях покупатели ищут идеи, смотрят рекомендации.

Россия по итогам 2014 года заняла 11-е место по объему рынка (4,6 млрд евро, в основном за счет Москвы - 3,5 млрд). Рынок упал примерно на 7 проц и достигает всего 7 проц от рынка США. "Однако мы с перспективой смотрим в будущее и верим в рост. Мы и сейчас являемся одним из крупнейших рынков и будем являться через несколько лет", - уверен Бирюков.

Источник: "Российская газета"

люкс