• Home
  • Новости
  • Ритейл
  • Посещаемость торгцентров перед Новым годом не восстановилась

Посещаемость торгцентров перед Новым годом не восстановилась

By Natalia Popova

30 дек. 2021 г.

Ритейл

Торговые центры не наблюдают традиционного перед новогодними праздниками ажиотажа покупателей. Посещаемость на 4,5 проц выше, чем год назад, но все еще на четверть ниже, чем до пандемии. И дело не только в страхе граждан перед вирусом: крупные торгцентры в нынешнем году меньше вкладывались в предпраздничные акции, уступив покупателей маркетплейсам. Негативный эффект на традиционную розницу продолжают оказывать также риск введения новых ограничений, высокая инфляция и разрыв логистических цепочек, пишет "Ъ".

В декабре показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве оказался на 4,5 проц выше, чем за тот же период 2020 года, но на 24,3 проц ниже, чем в 2019 году. Такие данные приводит Focus, проанализировав активность покупателей 1–26 декабря. На предпоследней неделе года (20–26 декабря) Mall Index был выше показателя за схожий период 2020 года на 1,3 проц, но ниже на 29,1 проц, чем за аналогичную неделю 2019 года.

Трафик торгцентров до сих пор не может вернуться к докризисным значениям из-за опасений покупателей введения дополнительных ограничений, что вынудило заметную часть потребителей переключиться на онлайн-покупки, объясняет тенденцию руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев. На рост трафика в текущем декабре по сравнению с тем же месяцем 2020 года оказал влияние эффект отложенного спроса, считает эксперт.

Партнер Cushman & Wakefield Ольга Антонова сомневается, что ситуация может заметно улучшиться по итогам последней недели: в лучшем случае год удастся закрыть с посещаемостью, которая будет отставать от показателей за аналогичный период 2019 года на 11–14 проц.

Но такая ситуация устраивает владельцев торгцентров, отмечает старший директор CBRE Марина Малахатько и добавляет, что по итогам декабря трафик московских торгцентров будет ниже докризисного на 12 проц.

Трафик торгцентров до сих пор не может вернуться к докризисным значениям

Торгцентры в нынешнем году и сами меньше вкладывались в праздничные акции, стремясь сократить финансовую нагрузку на арендаторов, добавляет госпожа Малахатько. Это, по ее словам, особенно заметно в объектах со стабильной аудиторией, вышедших на рынок более двух лет назад. В то же время управляющий партнер RedStone Индира Шафикова уверена, что некоторым крупным комплексам удалось получить дополнительный приток покупателей и трафик даже превысил показатели 2019 года.

Сложнее стало небольшим торгцентрам районного формата, соглашается управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов: «Они теряют покупателей, которые стали совершать покупки на маркетплейсах, не жалеющих денег на агрессивную рекламную кампанию».

Снижение трафика в целом по торгцентрам Москвы привело к сокращению выручки ритейлеров в пересчете на квадратный метр торговой площади: она на 10–13 проц ниже, чем два года назад, говорит Ольга Антонова. Похожие расчеты приводит Марина Малахатько, обращая внимание, что позитивную динамику традиционно показывают электроника, парфюмерия и косметика, бьюти-услуги, одежда и обувь, а также ювелирные изделия и детские товары.

Президент обувной сети Zenden Андрей Павлов говорит о снижении количества покупателей в магазинах по сравнению с 2019 годом, связывая его с ростом цен, нарушением логистических и производственных цепочек: «Из-за увеличившихся рисков ритейлеры производят и заказывают меньше продукции, стараясь не устраивать массовых распродаж». Глава Baon Илья Ярошенко отмечает, что трафик в сети сейчас на 25 проц ниже показателя двухлетней давности, но на 7 проц выше, чем в прошлом году.

Ольга Антонова сомневается, что торгцентрам Москвы удастся полностью восстановиться и в 2022 году: посещаемость будет на 3–5 проц ниже докризисной.

Помимо ограничений к факторам риска для отрасли на следующий год Илья Ярошенко относит высокую инфляцию, которая в перспективе может привести к росту расходов на продукты и товары первой необходимости. Марина Малахатько добавляет, что негативный сценарий предполагает 50-процентное падение трафика в случае принятия законопроекта об обязательном введении QR-кодов в общественных местах.

Источник: "Ъ"

Фото: ТЦ "Калужский"