Ритейлеры могут начать взимать плату за примерку одежды

Испанские ритейлеры могут начать взимать плату за примерку одежды. Эта мера вызвана беспокойством властей в связи с падением прибыли офлайновых магазинов.

Советник по вопросам экономики и финансов сообщества Кастилия и Леон Мария дель Пилар-дель-Олмо отмечает, что на такой беспрецедентный шаг власти готовы пойти из-за роста «хитрой» схемы, которую используют покупатели при онлайн-шопинге: примеряя понравившуюся вещь в офлайн-магазине, а заказ осуществляя через интернет. По ее мнению, настало время внедрять «инновационные идеи» и «стимулы» для защиты малого бизнеса от действий крупных транснациональных корпораций, работающих через интернет.

Эта инициатива была анонсирована в ходе пресс-конференции по итогам секторного совещания по делам торговли. Таким образом, региональные советники поддержали идею министра промышленности, торговли и туризма Рейеса Марото о создании Торгового надзора 4.0 для конкурирования с цифровым рынком, пишет «Испания по-русски».

В то же время, никто не собирается вводить плату за примерку прямо сейчас, данное предложение еще предстоит обсудить в различных рабочих отраслевых группах.

Простые испанцы, разумеется, критически отнеслись к данной инициативе. Согласно опросу, против выступили свыше 90 процентов респондентов. По их мнению, клиент должен знать, что покупает, и воспользоваться примерочной - его законное право.

Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group: "Плата за примерку - это наивная и вредная инициатива"

"Российская газета" приводит комментарии экспертов, возможно ли появление подобной инициативы в нашей стране?

Дмитрий Лесняк, адвокат: "В России правила продажи обязывают продавца обеспечить возможность примерки вещей, в том числе - организовать примерочные кабины, банкетки, скамейки. Из этого следует, что брать дополнительную плату за примерку продавец не имеет права, а несоблюдение этого требования равно нарушению правил продажи. Есть, конечно, полулегальная схема - шоурум. Когда магазин обеспечивает примерку бесплатно, но находится в арендованном помещении на территории здания, и собственник здания (естественно, по договорённости с продавцом) берёт плату за вход. Однако шоурумы с платным входом противоречат статье 426 Гражданского Кодекса, по которой розничный продавец обязан предоставить возможность покупки товаров всем желающим и не имеет права устанавливать дополнительные условия вроде платы за вход или покупки абонемента. Но это направление имеет маленькую долю рынка. Вообще более высокая цена вещи в классическом магазине по сравнению с онлайн-магазинами должна компенсировать продавцу возможностью выбора, примерки и дополнительными услугами для покупателя, например, "подгонки" одежды. Не думаю, что розничных продавцов нужно специально защищать законодательными мерами. Ведь если бы разница в прибыли была на самом деле значительной, и покупатели в основном заказывали вещи именно через интернет, то продавцы бы сами массово уходили в онлайн. Кроме того, если работать "в белую", то розница может быть выгоднее с точки зрения налогообложения. Плата по патенту ниже, чем по упрощенной системе налогообложения".

Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла : "Честно говоря, сильно сомневаюсь, что даже в Испании это инициатива будет принята. Это создаст дополнительные барьеры для развития офлайн-торговли. В то время, как все больше современной одежды и так реализуется через Интернет. К тому же интернет-магазины сами начинают предоставлять возможность примерки вещей. Создаются примерочные в центрах выдачи товара, курьер может привезти на выбор несколько моделей, которые можно померить. Такие интернет-магазины показывают очень хорошие результаты по продажам. Кроме того, развиваются современные технологии, например, цифровые примерочные. Человек нажатием кнопки может выбрать модель, а программа покажет, как эта одежда будет смотреться на нем. После такого первичного отбора человек может заказать через интернет все, что ему понравилось и примерить в реальности. В конкурентной борьбе с онлайн-торговлей обычным магазинам стоит задуматься над ценовой политикой".

Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли : "Не знаю насколько быстро такая идея просочится к нам, но сама логика правильная - без примерки никто одежду не покупает, поэтому интернет-магазины, которые работают с одеждой, вкладываются в примерку. Правда в таком случае примерка бесплатна лишь условно, поскольку расходы на примерочные и на дополнительное время, которое тратит курьер, все равно нужно компенсировать. В любом случае стоимость примерки товара куда-то зашивается, иначе магазин уйдет в операционный минус. С другой стороны, и у обычного магазина примерка также заложена в цену товара. Но российский потребитель еще не готов к тому чтобы оплачивать примерку. Если какой-то один магазин введет услугу платной примерки, это отпугнет покупателей, магазин может потерять клиентов".

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group : "Это наивная и при этом вредная инициатива со стороны чиновника, который не понимает суть fashion ритейла. В одной фразе - как минимум три кардинально неправильных постулата. Первый. В продажах одежды правила диктует покупатель, а не продавец. Каждый продавец, борясь за покупателя, оптимизирует и расширяет сервисы. Если офлайн-ритейлеров обязать брать деньги за примерки, это повлечет волну негатива от клиентов, которые это однозначно воспримут как резкое ухудшение сервиса в офлайн-торговле. Это приведет к ослаблению позиции магазинов в конкурентной борьбе за покупателя. Второй. Позиция противопоставления онлайн и офлайн - это уже давно ушедший в прошлое наивный подход. Это как конкуренция ж/д транспорта с авиацией. После появления нового канала продаж у покупателя расширился выбор, и он от этого не откажется. Модная индустрия движется в сторону интеграции продаж, омниканальности, а не противостояния каналов друг другу. И если покупателю удобнее сделать примерку в офлайн-магазине, а заказывать продукт оnline - надо предоставить ему такую возможность, а это значит открыть свой online магазин или предоставлять свой продукт через online market place. Третий. Те офлайн-магазины, которые не смогут обеспечить сервис в интернет пространстве, неизбежно проиграют тем розничным операторам, которые представлены мультиканально. Мультиканальность продаж и удобства для покупателя - неизбежный вектор развития розничного бизнеса, никакими "обидами" или запретительными инициативами его в обратную сторону не развернуть".

По материалам сайтов "Испания по-русски", "РГ"

Фото: "Сток центр"