• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Россияне не покупают одежду в интернете

Россияне не покупают одежду в интернете

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

В условиях кризиса традиционной розницы онлайн-сегмент продолжает демонстрировать положительную динамику. Это доказывает перспективность omni-канальной стратегии более широкой аудитории топ-менеджмента fashion-ритейла: многие не только рассматривают это как тренд на будущее, но уже предпринимают конкретные действия, направленные на увеличение онлайн-продаж. Руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков Инга Микаелян поделилась с Rusbase главными тезисами из свежего исследования fashion-ритейла.

Компании-первопроходцы – Finn Flare,Baon

Впрочем, не многие операторы рынка перешли на принципы омниканальности, предполагающие интегрированный подход к покупателю. Например, в числе исключений – Finn Flare. Для компании e-commerce не первый год является одним из самых важных приоритетов: доля направления в выручке сети составляет уже 15 проц. Это результат внедрения omni-канальной стратегии, а также работы по всей цепочке создания ценностей. Но в Finn Flare не намерены останавливаться на достигнутом.

В 2017 году в компании собираются запустить инструмент, который позволит объединить традиционную розницу с интернет-магазином. По словам Ксении Рясовой, президента сети: «Любая офлайновая торговая точка сможет расширить свой ассортимент до интернет-магазина и обеспечить полноценное предложение бренда даже в небольших городах».

Ритейлеры ежегодно отмечают двузначные, а порой и трехзначные темпы роста онлайн-продаж

Довольно значительная доля онлайн-продаж и у Baon. Она составляет около 20 проц от оборота компании. У компании богатый опыт в развитии онлайн-продаж: интернет-магазин BAON работает с 2011 года, продукция компании присутствует на ведущих онлайн-площадках России с момента их открытия.

«Мы верили в это направление продаж даже тогда, когда еще все говорили, что одежда, которую надо трогать, мерить, смотреть на цвет, никогда не будет хорошо продаваться через интернет. Время показало, что наша стратегия была верной. Сегодня мы в лидерах среди брендов, представленных на Wildberries, lamoda и так далее. Наш интернет-магазин растет из года в год», – отмечает Илья Ярошенко, президент Baon.

Но для многих одежных ритейлеров показатели Finn Flare и Baon пока недостижимы. Доля онлайн-продаж у fashion-операторов в большинстве своем не превышает 5 проц, а иногда и 2 проц. Несмотря на скромные показатели, ритейлеры ежегодно отмечают двузначные, а порой и трехзначные темпы роста онлайн-продаж, что вселяет оптимизм и готовность усиленно работать над юзабилити, наполнением и сервисами. p>

У компании Henderson, которая практикует omni-канальную коммуникацию для создания единого опыта покупок у онлайн- и офлайн-клиентов, доля интернет-продаж составляет около 2 проц от товарооборота, но этот показатель стремительно растет.

«Из года в год количество интернет-заказов растет в среднем на 50 проц, а вот увеличивать продажи в офлайне становится сложнее», – утверждает Рубена Арутюняна, президента Henderson.

Из онлайна в офлайн

Исследования рынков среди fashion-ритейлеров, показал, что количество компаний, представленных как в офлайне, так и в онлайне, растет. На сегодняшний день уже 56% ведущих операторов одежного ритейла имеют собственные интернет-магазины, тогда как годом ранее их доля не превышала 42 проц.

Среди компаний, запустивших собственные интернет-площадки в 2016 году, оказался спортивный ритейлер Nike, шведский бренд одежды H&M, американский производитель одежды и обуви Levi’s, детский бренд Chicco и другие. В 2017-2018 годах планируют запуск онлайн-магазинов lady&gentleman CITY, Elena Furs, GANT и GEOX.

«На наш взгляд, интернет является одним из наиболее перспективных направлений для привлечения новой более молодой аудитории, поэтому в марте-апреле этого года мы готовимся к запуску интернет-магазина www.lgcity.ru», – объясняет Ирина Шишкина, коммерческий директора ООО «Ритейл-Сити», одну из причин, подталкивающих lady&gentleman CITY к развитию в рамках мультиканальности. Сторонников подобной стратегии среди офлайн-игроков все больше.

Но есть и обратный тренд: интернет-магазины стремятся в чуждое для них офлайн-пространство. Так, в сентябре 2015 года один из крупнейших игроков российского e-commerce KUPIVIP открыл свой первый оффлайн-магазин.

О причинах подобного шага с РБК Исследования рынков поделился Дмитрий Холомцев, исполнительный директор KUPIVIP E-COMMERCE SERVICE: «Мы создаем единую экосистему, чтобы наши покупатели могли выбирать, где, когда и как им совершать покупки. Ведь в конце концов потребитель сам решает, какой шопинг для него предпочтительнее. Компании должны задумываться над созданием единого торгового пространства для покупателя, объединяющего офлайн- и онлайн-площадки, такие рекомендации мы даем и брендам, с которыми мы работаем».

Онлайн-игрокам развиваться в офлайне значительно сложнее

На сегодняшний день у компании 5 полноценных офлайн-магазинов и есть планы открыть еще несколько в этом году. Активность KUPIVIP в традиционной рознице пока является уникальным примером, хотя обилие пунктов самовывоза у ведущих интернет fashion-итейлеров также можно рассматривать как частичное проникновение в офлайн-среду.

Онлайн-игрокам развиваться в офлайне значительно сложнее. В традиционной рознице уровень конкуренции гораздо выше, чем в российской e-commerce. Падение потребительского спроса сказалось на темпах развития рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами. В отличие от 2013-2014 годов, когда рынок в среднем ежегодно рос на 37 проц, в 2015-2016 годах fashion-сегмент отечественного e-commerce стал довольствоваться ростом всего на 4 проц.

Снижения темпов развития не избежали и ведущие онлайн fashion-ритейлеры. В 2015 году суммарный оборот WILDBERRIES, lamoda, KUPIVIP, Quelle, bon prix, OTTO и La Redoute увеличился лишь на 25 проц, в то время как в 2013 году рост был на уровне 60 проц. Наряду с падением темпов роста рынок онлайн fashion-ритейла становится все более и более концентрированным.

Суммарная выручка WILDBERRIES, lamoda, KUPIVIP, Quelle, bon prix, OTTO и La Redoute в обороте онлайн-розницы в сегменте fashion-товаров уже достигла почти 80 проц и дальше будет лишь расти.

Подтверждает подобный сценарий развития и свежая статистика о деятельности компании lamoda. Согласно финансовой отчетности GLOBAL FASHION GROUP количество заказов интернет-ритейлера по итогам 9 месяцев 2016 года увеличилось на 32,6 проц по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рост выручки составил 28,8 проц.

На сегодняшний день 96,8 проц всех продаж одежды осуществляется в офлайне

Росту консолидации рынка помогают и офлайн-ретейлеры: наряду с собственными интернет-магазинами продукция большинства из них представлена на ведущих онлайн-площадках. Подобная стратегия гарантирует больший охват интернет-аудитории для брендов, в то же время в некоторой степени тормозит развитие их собственных онлайн-проектов.

Несмотря на активный рост e-commerce, полный уход рынка в онлайн не грозит российской fashion-индустрии. На сегодняшний день 96,8 проц всех продаж одежды осуществляется в офлайне.

Несмотря на накопленный опыт в сфере онлайн-шопинга, лишь 12 проц интернет-пользователей отдают предпочтение покупке одежды в интернете. Пул сторонников исключительно офлайн-шоппинга значительно выше: 21 проц россиян в ходе опроса РБК Исследования рынков ответили, что не покупали одежду в интернете. Традиционно наиболее популярными каналами продаж остаются ТЦ, магазины в стрит-ритейле и рынки.

Источник: обзор РБК Исследования рынков «Розничные сети по продаже одежды 2017»

Фото: Baon, Finn Flare, KupiVip

фэшн-рынок
одежда