• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Рынок достиг дна

Рынок достиг дна

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Предновогодние недели, которые традиционно обеспечивали ритейлерам бум продаж, остались в прошлом. По оценкам компании Watcom, за два последних года посещаемость торговых центров в этот период сократилась более чем на 20 проц, рынок продаж достиг дна, утверждают эксперты. Покупатели экономят буквально на всем, их пессимизм уже стоил владельцам торговых центров потери до 30 проц доходов по итогам прошлого года. Об этом пишет «Коммерсант».

За первую неделю 2016 года торговые центры потеряли 7,26 проц клиентов

Посещаемость торговых центров на 52-й неделе прошлого года (21–27 декабря) сократилась на 1,5 проц по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 20 проц в сравнении с показателями двухлетней давности, свидетельствуют данные компании Watcom. Рынок достиг дна, описывает ситуацию президент компании Роман Скороходов. «Посещаемость в период перед новогодними праздниками в этом году не оправдала ожидания ритейлеров, которые рассчитывали на значительный рост продаж»,— поясняет он. В период каникул снижение продолжилось: за первую неделю 2016 года торговые центры потеряли 7,26 проц клиентов по сравнению с предыдущей неделей и 5,9 проц по отношению к аналогичному периоду прошлого года, отмечают в Watcom.

По данным совместного исследования Fashion Consulting Group и KupiVIP, еще в начале декабря на фоне роста цен в торговых сетях 76 проц покупателей планировали сэкономить на покупке одежды этой зимой и еще 60 проц рассчитывали сократить свои расходы на обувь. Все больше и больше людей переходят в так называемый режим экономичного, осторожного потребления: резко сократились в первую очередь спонтанные покупки, покупатель несколько раз подумает, поясняют в Fashion Consulting Group. Падение продаж в этом году закономерно и будет сохраняться, соглашается директор направления «Недвижимость» консалтинговой компании Strategy Capital Advisor Наталья Круглова.

Больше всего страдают новые объекты, которые открываются с большой долей вакантных площадей

Снижение количества клиентов фиксируют и ритейлеры. По оценкам гендиректора Inventive Retail Group Тихона Смыкова, за весь 2015 год трафик сократился на 15 проц, средний чек при этом увеличился в полтора раза. Операционный директор «Адами» Дмитрий Баранов говорит о текущем снижении трафика на 10 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Но гендиректор Praktika Development Булат Шакиров уверен, что с проблемами сталкиваются далеко не все торговые центры. «Сейчас больше всего страдают новые объекты, которые открываются с большой долей вакантных площадей, и устаревшие здания, проигрывающие по своему наполнению, у топовых объектов число посетителей увеличилось»,— настаивает он. Господин Булатов уточняет, что в объектах его компании число посетителей в декабре увеличилось на 3–4 проц, а в среднем за год на 5–6 проц.

За 2015 год доходы владельцев торговых центров сократились на 10–30 проц

По оценкам госпожи Кругловой, за 2015 год доходы владельцев торговых центров сократились на 10–30 проц за счет снижения ставок, падения оборотов и ротации арендаторов. «Сейчас происходит постепенное снижение поступлений от аренды, которое не слишком заметно на фоне уже происшедших изменений и в большей степени связано с падением оборотов торговли, чем со снижением ставок как таковых — то есть от этого проигрывает и арендатор, и арендодатель»,— рассуждает госпожа Круглова. По оценкам консультантов компании «Магазин магазинов», в декабре арендные ставки в торговых центрах Москвы сократились на 6 проц по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В 2016 году негативная динамика сохранится: согласно консервативному сценарию Минэкономики, реальные доходы населения сократятся на 3,7 проц, а оборот розницы на 2,7 проц, и потребители будут максимально бережливыми.

По мнению директора по управлению компании BlackStone Keeping Company Ольги Штоды, падение посещаемости торговых центров и продаж ритейлеров пока не так велико, чтобы говорить о снижении на этом фоне стоимости аренды. «У арендодателей есть другие возможности: отказаться от индексации, перейти от фиксированной ставки на процент с оборота, подумать о предоставлении арендных каникул»,— перечисляет она. Господин Шакиров добавляет, что само по себе падение посещаемости объекта редко служит основанием для снижения арендной ставки. «Всегда нужно смотреть на проходимость конкретных магазинов и их оборот, который в 2015 году в некоторых случаях вырос на 30–40 проц»,— поясняет он.

Источник: «Коммерсант»

посещаемость
продажи
Торговый центр