• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Рынок торговой недвижимости российских регионов достиг дна

Рынок торговой недвижимости российских регионов достиг дна

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Рынок торговой недвижимости российских регионов достиг дна: по итогам года объем ввода качественных проектов на нем может сократиться вдвое. Это станет самым низким значением как минимум за десять лет. Интерес к строительству торговых центров (ТЦ) инвесторы теряют из-за сохраняющегося низкого уровня покупательской способности россиян. Об этом пишет "Коммерсант".

В 2017 году в регионах России запланировано к вводу 552 тыс. кв. м торговых площадей, что является минимальным показателем за последние десять лет, говорится в исследовании компании "Магазин магазинов". По ее расчетам, в сравнении с прошлым годом, когда в регионах было введено 1,05 млн кв. м торговых площадей, в этом году их объем сократился почти в два раза. Максимальный рост предложения в регионах был отмечен в 2014 году — тогда на рынок было выведено 1,88 млн кв. м торговой недвижимости. Ввод новых объектов по итогам третьего квартала также достиг самого нижнего значения: за этот период появились лишь два новых торговых центра совокупной площадью 59 тыс. кв. м, в аналогичном периоде прошлого года этот показатель был в три раза выше — 177 тыс. кв. м.

Руководитель отдела исследований и консалтинга "Магазина магазинов" Андрей Васюткин объясняет низкий ввод ТЦ в регионах последствием кризисных 2015 и 2016 годов, когда сокращалась покупательская способность населения. По его словам, в эти годы многие девелоперы решили отказаться от новых проектов. Похожие оценки у управляющего партнера Colliers International Николая Казанского: по итогам года он прогнозирует суммарный объем ввода торговых центров в России на уровне 650–700 тыс. кв. м. "Это самый низкий объем с 2003 года, когда рынок профессиональной торговой недвижимости в России только начинал свое развитие",— замечает эксперт. Он не ожидает массового возобновления строительства замороженных ранее объектов в ближайшее время. В CBRE в начале года прогнозировали ввод в регионах 586 тыс. кв. м, что на 32 проц ниже аналогичного показателя 2016 года. При этом консультанты компании отмечают постепенное восстановление регионального рынка: начинают появляться проекты, ввод которых запланирован на 2019–2020 годы.

Интерес к строительству торговых центров (ТЦ) инвесторы теряют из-за сохраняющегося низкого уровня покупательской способности россиян

В Москве также отмечается падение темпов строительства торговой недвижимости. По расчетам "Магазина магазинов", за год в столице будет введено 244 тыс. кв. м арендопригодных площадей. Это в два раза меньше аналогичного показателя 2016 года — 497 тыс. кв. м. Похожие прогнозы ранее давали консультанты JLL, указывая, что общий объем ввода торговой недвижимости в 2017 году в Москве составит около 200 тыс. кв. м, сократившись на 62 проц и став рекордно низким за последние четыре года. При этом уже в 2018 году аналитики ждут восстановления объемов ввода. В CBRE считают: он может достичь 237 тыс. кв. м. По прогнозам консультантов компании, в ближайшие пять лет в Москве будут введены последние крупные ТЦ в составе ТПУ, после чего акцент сместится в сторону небольших проектов "у дома" площадью около 20 тыс. кв. м, действующих в составе многофункциональных центров.

Серьезное падение объемов ввода торговой недвижимости происходит из-за сокращения активности девелоперов в крупных городах. В "Магазине магазинов" подсчитали: за год доля городов с населением менее 300 тыс. человек в общей структуре нового предложения выросла с 9 проц до 20 проц, у городов-миллионников она, напротив, сократилась с 25 проц до 14 проц. В Санкт-Петербурге, на который в 2016 году приходилось 5 проц от общего объема ввода торговой недвижимости, в этом году не будет открыто ни одного нового качественного объекта. Доля Москвы практически не меняется уже три года: в 2015 году на город приходилось 22 проц новых торговых площадей, в 2016 и 2017 годах — по 29 проц.

В CBRE отмечают, что из запланированных к вводу в этом году проектов только четыре реализуются в городах-миллионниках — остальные сосредоточены в населенных пунктах с низкой обеспеченностью торговыми площадями.

Фото: ТЦ "Галеон"

Источник: "Коммерсант"

торговая Недвижимость