Шубы и одежду продолжат маркировать
2 мая 2017 г.
В 2017 году Минпромторг России рассчитывает продолжить эксперимент по маркировке различных изделий легкой промышленности специальными метками для борьбы с контрафактом. О том, что перечень чипированных товаров расширится, заявлял замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. В частности, маркировать будут товары легкой промышленности, включая мужскую и женскую одежду и обувь, а также лекарства. Кроме того, система маркировки будет внедрена не только в России, но и в других странах Таможенного союза - Белоруссии, Казахстане, Армении, Киргизии. Об этом пишет «Российская газета».
С декабря 2016 г. в России ставить электронные метки обязали всех производителей шуб и других меховых изделий, продукция которых продается в России. В ведомстве считают, что такая мера позволяет бороться с контрафактом, который на нашем рынке оценивают в сумму от одного до 2,5 триллиона рублей в год.
Уже сейчас чипов на всех не хватает
Чипируются изделия с помощью RFID-меток (Radio Frequency IDentification). В прошлом году в рамках проекта ЕАЭС по созданию Единой системы маркировки товаров "НИИМЭ и Микрон", отечественный производитель интегральных микросхем и RFID-продукции, являющийся частью холдинга РТИ (АФК "Система"), стал основным поставщиком меток "Гознаку". Производят RFID-чипы и метки и в Зеленограде.
"Стоимость одной RFID-метки для ретейлеров сейчас составляет 10-15 рублей, причем в последние два года цены снижаются по мере разворачивания в России собственного производства", - рассказал аналитик ГК "Алор" Кирилл Яковенко. Рост производства стимулируется высоким спросом со стороны ретейлеров, считают эксперты, и отмечают, что сегодня чипирование предметов одежды и обуви и так производится повсеместно, на добровольных началах самими ретейлерами и производителями, правда, в собственных целях. RFID-метки используются для контроля движения товаров, снижения рисков потери товара в процессе складирования и реализации, учета остатков и т.д.
"Уже сейчас чипов на всех не хватает, но что будет, когда перечень наименований товаров для чипирования вырастет в разы, непонятно", - замечает генеральный директор группы компаний "Мани Фанни" Александр Шустов. По его мнению, толкать вперед развитие этой технологии будет развитие национальной платежной системы "Мир" и ее карт.
Основную выгоду от этой технологии получают налоговые и таможенные органы
Технически кодирование товаров устроено так, что все равно останется почти бесконечное количество "свободных номеров". Это достигается за счет применения сложного 128-битного шифрования, поясняют эксперты. "Сами RFID-метки крепятся к товарам, после чего с помощью считывателя данные с них вносятся в учетные системы. Сейчас такие системы предлагают в том числе и российские разработчики, например 1С, - добавил Кирилл Яковенко. - В дальнейшем при перемещении данные с метки передаются на находящиеся в контрольных точках считыватели. Таким образом, фиксируется, что объект переместился, и при каждом следующем контакте с ридером локация чипа меняется. Таким образом, его можно отследить, а вместе с ним и товар, к которой он прикреплен". Все эти данные вносятся в учетные документы и хранятся в них.
Основную выгоду от этой технологии получают налоговые и таможенные органы, так как ввоз одного товара под видом другого или товара высокого качества под видом товара низкого качества - это основной вид мошенничества на границе при импорте товаров. Повсеместное применение RFID-меток позволило бы поставить весь импорт под контроль. Причем Россия в плане применения этой технологии находится в уникальном выгодном положении, уверяют специалисты. "Мы можем, в отличие от Европы, где все это существует еще с 80-х годов, применять последние технологии без необходимости апгрейда, свободно использовать частоты", - подчеркнул Александр Шустов. Чтобы это реализовать, нужны только мощности по массовому производству меток.
Производителям товаров такие метки осложняют жизнь, поскольку увеличивают цены на товары - не за счет дешевых меток, а из-за дорогого оборудования для их считывания. "Производители качественных товаров могут это компенсировать за счет роста лояльности покупателей, а вот производители реплик и контрафакта резко теряют в лояльности и рентабельности, поэтому вынуждены закрываться или уходить в тень", - добавил Шустов. Но гораздо важнее, по его мнению, потенциально негативное влияние RFID-меток на жизнь потребителей, приобретающих товары с ними. "При оплате покупки картой можно будет однозначно идентифицировать покупателя и связать факт покупки, товар, его стоимость и личность покупателя. Значит, в дальнейшем возможно злоупотребление этой информацией", - предостерегает эксперт.
Фото: Elena Furs