Собственники ТЦ пролонгируют скидку на аренду до конца года
loading...
На фоне сохраняющихся кризисных тенденций арендаторы офисных помещений продолжают переговоры с собственниками: они рассчитывают получить скидки или возможность досрочно выйти из договоров аренды для переезда в более дешевое помещение. При этом собственники торгцентров и помещений стрит-ритейла оказываются более сговорчивыми, продлевая дисконт большинству арендаторов до конца года.
Сегмент стрит-ритейла среагировал на текущий кризис быстрее. Согласно оценкам CBRE, доля вакантных площадей на торговых улицах Москвы сейчас составляет 11,6 проц, с марта показатель вырос на 3,4 п. п., став максимальным за последние четыре года.
В JLL ждут, что рост вакантности продолжится и к концу года установит новые рекордные значения
Такую динамику руководитель направления стрит-ритейла CBRE Юлия Назарова связывает с вынужденной двухмесячной приостановкой работы непродовольственных магазинов и заведений общепита. Большинство закрытий, по ее словам, сформировали торговые сети и банки, которые еще до начала кризиса активно оптимизировали число своих отделений и могли расторгнуть договор без значительных штрафных санкций. Дополнительно, по словам госпожи Назаровой, пострадали арендаторы, ориентированные на туристический поток: так, на Арбате вакантность выросла с 8,5 проц до 13,7 проц.
Рост вакантности и сниженный спрос, согласно оценкам JLL, уже привели к снижению средней стоимости аренды на большинстве торговых улиц на 5–13 проц. Юлия Назарова прогнозирует, что снижение средних арендных ставок на помещения стрит-ритейла продолжится до конца года, оговариваясь, что это в меньшей мере коснется топовых торговых улиц — Кузнецкого Моста, Петровки и района Патриарших прудов. Руководитель направления street retail компании «Магазин магазинов» Марина Маркова считает, что, несмотря на увеличение вакантности, на рынке продолжают заключаться сделки — это позволяет поддерживать баланс. Большинство арендаторов, по ее словам, просят у собственников скидки на новый срок, чаще всего до конца года. Существенным фактором риска, по словам госпожи Марковой, для заведений общепита станет закрытие в октябре летних веранд: в кафе и ресторанах нужно сохранять дистанцию между клиентами и число посадочных мест заметно снизилось, сейчас посетители в основном сидят на улице.
На рынке торговых центров негативная динамика пока не так выражена. Согласно оценкам CBRE, уровень вакантных площадей в Москве сейчас составляет 6,6 проц, за три месяца он вырос на 0,6 п. п. Аналитики не прогнозируют заметного увеличения показателя в сентябре: обороты ритейлеров в июне и июле показали положительную динамику, многие сети по результатам работы и переговоров с собственниками приняли решение сохранить площадки. Но такую позицию занимают не все консультанты. Так, в JLL прогнозируют, что до конца года доля пустующих площадей в московских торгцентрах вырастет до 8–10 проц.
Покупательная способность населения не восстановится до прежнего уровня еще какое-то время, и многие операторы, которые смогли пережить время приостановки деятельности, будут оптимизировать свои сети в краткосрочной перспективе во время сниженного спроса»,— рассуждает руководитель отдела торговых помещений компании JLL Полина Жилкина.
Полина Жилкина рассказывает, что размер скидок, которые собственники предоставляют ритейлерам, постепенно снижается. Так в апреле—июне вынужденные закрыть свои магазины операторы платили операционные и коммунальные расходы. До конца августа большинство собственников снизили стоимость аренды на 40–50 проц. На третьем этапе, с сентября и до конца года, по словам госпожи Жилкиной, размер дисконтов будет скорректирован в среднем до 25–30 проц. Аналитики компании «Магазин магазинов» отмечают, что товарооборот большинства сетей пока не восстановился, в среднем падение относительно прошлого года составляет 30–40 проц. На этом фоне, по их прогнозам, собственники пролонгируют скидки на арендную плату до конца года, снижая их размер по мере восстановления товарооборота.
В Санкт-Петербурге часть связанных с риском распространения COVID-19 ограничений действовала дольше, полноценную работу непродовольственных магазинов торгцентрам удалось возобновить лишь 27 июля. На этом фоне, по словам госпожи Жилкиной, говорить о росте вакантности пока рано — до осени покупатели будут реализовывать отложенный спрос. Затем, по прогнозам эксперта, рынок столкнется с повышенной ротацией и увеличением доли вакантных площадей в менее успешных торговых центрах. «Этому в первую очередь будет способствовать снижение реальных доходов населения и миграция части спроса в e-commerce»,— рассуждает Полина Жилкина.
Фото: FashionUnited
Источник: "Коммерсант"