• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Social commerce в России – как это работает? Часть 1

Social commerce в России – как это работает? Часть 1

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Social commerce и Live-стримы – самые горячие темы этого года. В новой серии подкаста Fashion прокачка ведущие поговорили с Юрием Шишкиным, организатором IDRF’FEST, первого лайв-стрим фестиваля в России, генеральным директором 24TTL, и расспросили его о том, как устроены эти штуки в Китае, в каких форматах начали появляться в России, и чем они полезны для продавцов. А также о том, чем привлекать аудиторию на стримах, как выбирать и тестировать инфлюенсеров для участия в лайв-стримах, куда стримить и сколько. FashionUnited публикует текстовую версию нового выпуска подкаста.

Юрий Шишкин: Расскажу много интересного о social commerce, и в частности, о live commerce, новой индустрии для инфлюенсеров, новой индустрии для e-commerce в целом. Он уже пришел в Россию: присутствует на крупных площадках, таких как AliExpress и с недавнего времени на Ozon, а в разгар пандемии мы в 24TTL подхватили эту идею и организовали, наверное, самый крупный фестиваль в Европе в этом формате.

Ольга Штейнберг: Давайте начнем с определения. Ты употребил два термина: social commerce и live commerce, что это такое и откуда, собственно, "ноги растут"?

Юрий Шишкин: Термин social commerce сам по себе существует уже достаточно давно. Условно говоря, это продажи через инфлюенсеров, микроинфлюенсеров, больших Key Opinion лидеров. Но самым важным, ключевым понятием является то, что продажа происходит на аудиторию инфлюенсера.

Неважно, это формат лайва, чата или поста в Инстаграме, Фейсбуке или сторис, главное, что у инфлюенсера есть лояльная аудитория, и он может с ней работать. То есть, это переосмысленная модель MLM (сетевого маркетинга), MLM 2.0, когда бренд может интегрировать свой продукт или товар инфлюенсеру и продавать его таким способом.

Если сравнить это с инфлюенсер-маркетингом, в том формате, который давно существует в России, то сейчас при работе с блогерами бренды идут в довольно сложную историю, с точки зрения представления продукта. Бренд хочет добиться нативности от инфлюенсера, он хочет показать, что инфлюенсер пользуется этим продуктом каждый день, что он ему очень нравится, и ждет определенной эмоциональной составляющей. В Китае, как раз откуда “растут ноги”, social commerce - это очень большой драйвер всего e-comm'а, доля social commerce достигает уже больше 20 проц, по крайней мере такие цифры указывают в статьях, которые переводят с китайского. Это огромная цифра, и там все немного иначе. Китайские бренды, которые используют этот канал, идут к инфлюенсерам (там их называют key opinion leaders) с конкретной задачей - продать товар, и здесь не нужна какая-то дополнительная история с нативностью. У инфлюенсера есть аудитория, и он, не стесняясь, продает ей этот товар. Важно здесь то, что товар продается с действительно классным оффером. Вообще основным фактором social commerce, наверное, является то, что оффер, само предложение, сам продукт в момент продаж через свой социальный капитал - это по сути уникальное предложение:, это либо лучшая цена на рынке, либо эксклюзивность, либо bundle promo, специальные упаковки с чем-либо, и, соответственно, аудитории это нравится. Ей нравится быть подписанной на того или иного инфлюенсера, чтобы получать эти супер офферы.

Social commerce и Live-стримы – самые горячие темы этого года

Ольга Штейнберг: Ты сказал, что классические интеграции с инфлюенсерами устроены таким образом, что мы пытаемся, чтобы это выглядело максимально нативно, хотя все сейчас понимают, что это реклама, и ее, как правило, видно. У меня сразу появился вопрос. Нет ли противоречия между тем, что все-таки есть некий тренд на нативность и искренность и тем, что происходит в Китае с этими бешено популярными лайвами? Там другая культура. Как ты думаешь, с чем это связано? Люди не против того, чтобы им что-то впаривали в прямом формате. Не будет ли здесь (в России) какого-то отторжения?

Юрий Шишкин: Правильно задан вопрос с точки зрения ментальности. Конечно, эта индустрия развивается последние 4-5 лет очень активно, и, если сравнить с российским рынком, то безусловно, если ты придешь к популярному инфлюенсеру, и он будет играть в эту модель, то, скорее всего, это будет встречено не так положительно, как хотелось бы. Как раз вот эти key opinion лидеры, которые в Азии стали популярными именно в social commerce, live commerce, не были традиционными селебами, они выросли внутри этих платформ. Я считаю, что в России это начало пути, и мы еще не привыкли, что блогер делает крутые предложения. Фишка в том, что я не должен расстраиваться или раздражаться, если блогер дает мне классный оффер. Очень простой и банальный пример, если бы сегодня нам дали купить популярные Airpods Pro со скидкой 50-70 проц, никто бы не расстроился, и вот на этом все строится. Все предложения должны строиться в таком ключе, что это желаемый продукт, который хочется приобрести прямо сейчас.

Евгений Горцев: Получается, что над нативностью превалирует оффер, то есть спецпредложение, эксклюзивность. И может, на самом деле, с этической точки зрения, опять же, если человек, на которого ты подписан, тебе честно говорит, что продает, но это предложения только от него и только для вас, это круто и это, наверное, такая новая честность.

Юрий Шишкин: Да, мне кажется, это так и должно работать. Продолжая тему social commerce, это история давняя, и она развивается по моделям таких микрогрупп. Иногда это уже большие группы людей, которые находятся в чатах, в социальных сетях, в китайских аналогах TikTok. Относительно недавно этот подход social commerce начал развиваться по модели live. В последние два года это очень хорошо развивается в Азии, и live, в данном случае, дает дополнительное value, не только оффер, но еще и следующие два важных качества: удержание аудитории (entertainment) и польза. То есть в момент, когда в лайве показывают товар и рассказывают, как им пользоваться, потребители, конечно же, сразу посмотрят, например, если речь идет про фэшн, как это платье смотрится на модели, на человеке, который вещает сейчас, из чего сделано это платье. Или если говорить про бьюти-сегмент, это наверное, один из самых популярных в live commerce формате, то показывают, как правильно наносить этот макияж. То есть мы соединяем развлечение с обучением и с классным оффером, и получаем рецепт, при котором аудитория готова покупать здесь и сейчас.

Ольга Штейнберг: По сути все это было, условно говоря, та же интеграция, к тому же блогеру, только она происходит в более живом формате, и этот формат востребован сейчас. Формат «здесь и сейчас», если возвращаться к канонам маркетинга, он ничему не противоречит.

Юрий Шишкин: Да, это очень развивает трейд-маркетинг подход, только уже при работе с инфлюенсерами. Хочется немного цифр привести. Если ориентироваться на Китай, там безусловно все строится на инфлюенсерах, о которых я говорил, есть целые сайты с рейтингами. Вот, например, топовый инфлюенсер Виа в августе сделала оборот на 25 миллиардов рублей. Это один человек, и она сделала 20 миллионов заказов за один месяц. Это колоссальная цифра, которая сопоставима с оборотом крупнейшего интернет-магазина в России в год. Следующий после нее в рейтинге идет Austin, он продал в августе на 13 миллиардов рублей. Это огромные цифры. В целом, live commerce, live streaming shopping в Китае в 2020 году оценивают примерно на 140 миллиардов долларов. Это в 5 раз больше, чем весь e-commerce у нас.

Говоря про Россию, к нам live commerce пришел как раз вместе с AliExpress, родоначальником всей этой индустрии в Азии. AliExpress активно начал развивать свою live платформу в апреле, она уже существовала до этого, но именно в апреле, в период карантина, они начали активно продвигать эту платформу, делать собственные ежедневные шоу. Нас это в каком-то смысле подстегнуло на то, чтобы ворваться в эту индустрию.

Ozon тоже запустил свою платформу, стал одним из основных их конкурентов и также делает регулярные шоу. Они запустили это пока в формате собственного шоу при поддержке селлеров и партнеров, но в ближайшее время, до Нового года, они обещают открыть доступ всем, чтобы запускать свои live commerce мероприятия в любое удобное время, так же как AliExpress.

В чем наша фишка? Когда мы решили развивать историю с live commerce, мы подумали, что, безусловно, такие гиганты как Ozon, AliExpress, Яндекс пойдут в эту индустрию, но при этом бренды, которые имеют собственный e-commerce, могли бы тоже получить эту возможность для стриминга на своих сайтах, для своей аудитории. Мы, в первую очередь, подумали, что надо сделать платформу открытой для всех, и создали решение в рамках нашего продуктового сьюта, назвали это 24 live, на нем, собственно, и прошел наш фестиваль.

Решение позволяет делать live стримы и привязывать к видеопотоку любые карточки товаров. Они могут быть привязаны к тайм коду. Сейчас мы прорабатываем идею того чтобы, когда инфлюенсер произносил название товара, нейронка распознавала речь, и к этому моменту появлялась карточка товара под видео или в плеере. Мы подумали, что этого решения как раз и не хватает рынку, чтобы организовывать свои стримы, поэтому сейчас активно работаем со своими партнерами, клиентами и предлагаем им под все sale сезоны использовать этот подход и экспериментировать не только на маркетплейсах и торговых площадках, но на и собственных интернет-магазинах.

Ольга Штейнберг: Поподробнее поговорим о фестивале. Сколько он длился, сколько там было участников, сколько продавцов, сколько человек посетило, какие были партнеры?

Юрий Шишкин: Немного расскажу предысторию, почему мы решили сделать фестиваль, откуда вообще он вырос. У нас есть профессиональная платформа, мы ее называем IDRF (International Digital Retail Forum), на ней проходят Meet Up’ы, вебинары, в рамках нее выросла отдельная школа онлайн ритейл-менеджмента и, собственно, сам форум. Мы его ведем уже три года в разном формате, и в этом году он должен был быть 24 апреля в офлайне, в ЦДП, на тысячу человек, но, как известно, все это дело отменили. Мы быстро начали решать, как провести форум, несмотря ни на что, и перевели его полностью в онлайн. Так как мы технологическая компания, мы решили это все переписать под себя, создать плеер, связать это с программой, с различными интерактивными блогами и увидели, как аудитория классно восприняла это.

Наш форум прошел неожиданно круто, 7 тысяч человек приняли участие, люди в онлайне проявили себя очень активно, и мы подумали, что сейчас, наверное, самое время поиграть в историю с live commerce, то есть из B2B мероприятий перейти в B2C. Недолго думая, мы решили на той же платформе, только доработав ее, добавив туда функцию привязки карточки товара, сделать уже International Digital Retail Festival (IDRF’fest). Изначально хотели сделать его локальным, на Москву, для эксперимента, но в процессе начали обрастать органически классными партнерами. Например, у нас появились такие партнеры как Megogo и LG, это стриминговые площадки с большой аудиторией, и мы подумали, что фестиваль надо сразу делать большим и на всю Россию. Так сложились обстоятельства, что сами партнеры подстегнули нас его сделать очень большим и, конечно же, мы начали работать с брендами, которые хотели попробовать новый формат. Мы, начиная буквально с середины июня, и до августа (фестиваль прошел 22-23 августа) собирали всё на ходу. У нас не было большой стратегии, плана, как действовать, мы просто смотрели на классные примеры в США, на то, что делали в Азии, и формировали свою программу фестиваля. Конечно, мы ориентировались на Single Day, это день холостяка в Азии, самый большой фестиваль шоппинга, и он в последние года проходит тоже в формате live commerce. Мы взяли его за основу и привязались к сезону распродаж back to school.

Конечно, мы понимали, что следующий фестиваль надо будет делать 11.11 или в черную пятницу, но хотели попробовать на менее значимом событии с точки зрения скидок. Так получилось, что органическое развитие этого фестиваля дало нам много классных партнеров, и локальных брендов, которые производят в России обувь, например, и крупных брендов и производителей. Кстати, большим партнером выступал Aliexpress, и, с точки зрения товарного предложения, это был наш партнер номер 1. Ориентируясь на то, сколько у нас есть органической аудитории со стороны LG Smart TV, Megogo, медиа-партнеров, мы сразу себе поставили большую цель-собрать 10 миллионов зрителей, и мы ее достигли.

Евгений Горцев: Интересно, а какие категории имели наилучшие показатели по продажам?

Юрий Шишкин: Номером один не по продажам, а по вовлеченности и просмотрам была категория кулинарии, эти стримы смотрели больше всего и дольше всего. А если говорить с точки зрения продаж, то это, конечно, были бьюти и фэшн. Если честно, бытовая техника продавалась не так хорошо, как мы ожидали, но так получилось, что у нас и офферы были не совсем привлекательными. Скидки, конечно, были, около 20 проц, но это не то чтобы эмоционально заставляло людей покупать товар. Live commerce и social commerce - это эмоциональная покупка, а покупать, например, холодильник или стиральную машинку, не разбираясь в характеристиках, это сложно, особенно для российского потребителя, который часто сравнивает, смотрит на отзывы сайтах и так далее. Но, тем не менее, у бренда возникает этот диалог с потребителем.

Евгений Горцев: Во-первых, если возвращаться к цифрам, какой был средний чек по категориям? Во-вторых, как думаешь, это какой-то тренд, что одежда в live commerce всегда номер один, или сыграли роль смена сезонов, начало учебного года?

Юрий Шишкин: Средний чек в live commerce в Азии, если я не ошибаюсь, до тысячи рублей. Это достаточно дешевые товары, которые можно купить прямо сейчас. У нас средний чек получился в районе 4 тысяч рублей. Если говорить про одежду, то как раз она, в данном случае, и попадала в этот средний чек, предложений с маленькой ценой было мало и поэтому она выиграла. Но если смотреть на все рейтинги в live commerce глобально, то на первом месте бьюти, на втором месте фэшн и дальше уже все остальное. У нас картина примерно та же, что и в Азии и США.

Продолжение следует...

Фото: Burberry, Fashion прокачка

На фото: Ольга Штейнберг, Евгений Горцев, Юрий Шишкин

Fashion прокачка
мессенджеры
Ольга Штейнберг
подскаст
соцсети