• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Центр Киева пустует

Центр Киева пустует

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

На главной улице Киева за год опустела пятая часть торговых площадей, несмотря на двукратное падение долларовых ставок. Что произошло на Крещатике, и каково бизнес-будущее этой улицы?

Ключевая проблема Крещатика – по‑прежнему завышенные арендные ставки, пишет Forbes Украина. Это подтверждают и данные консалтинговой компании Colliers International: к началу ноября на Крещатике были свободны помещения для 20 магазинов площадью около 9000 кв. м (22 проц всех сдаваемых площадей). Еще около 1000 кв. м – в Пассаже. «В 2013 году практически все эти места были сданы, – отмечает директор департамента торговой недвижимости Colliers International Наталья Кравец. – В кризис 2008–2009 годов не было столько пустующих площадей».

Большинство брендовых магазинов появились на центральной улице Киева в середине 2000‑х. Многие ритейлеры, выходя на рынок Украины, считали, что нужно обязательно присутствовать на Крещатике. В «тучные» годы рентабельность отходила на второй план. Но не сейчас.

«Держать магазины ради рекламы обходится слишком дорого», – подчеркивает менеджер по развитию Adidas Group Богдан Гречный. С начала 2014 года компания закрыла пять торговых точек в районе Крещатика. «Запросы собственников помещений были втрое больше, чем зарабатывали магазины», – рассказывает Гречный. По этой же причине в конце 2013‑го закрылись центр обслуживания клиентов «Киевстар» и магазин Bosco Sport на входе в Пассаж.

Аренда на Крещатике подешевела вдвое, но это все равно дорого

По данным украинского офиса консалтинговой компании Jones Lang LaSalle (JLL), летом 2014-го стоимость аренды на Крещатике в долларах снизилась почти вдвое по сравнению с тем же периодом 2013 года: вместо средней ставки 250 долл за квадратный метр в месяц стали просить 140–150 долл. Но это все равно несопоставимо с ценой в торговых комплексах, где магазин площадью 100 кв. м на первом этаже можно арендовать по 80 долл за квадратный метр. «Если вначале ритейлеры закрывали магазины из‑за событий на Майдане, то сейчас добавилась сложная экономическая ситуация в стране», – объясняет руководитель отдела торговых площадей JLL Анна Чуботина.

Площадь пригодных для торговли помещений на улице протяженностью 1,3 км не превышает 30 000 кв. м без учета ТРЦ «Глобус». Они принадлежат нескольким десяткам владельцев. Adidas арендовала площади по адресу ул. Крещатик, 21 – в бывшем магазине «Обувь», которым владеет его экс‑директор и собственник Grand Gallery Владимир Стадник. Ему же принадлежат первые этажи бывших «Дома одежды» и магазина «Фарфор-Фаянс». Потеряв Adidas и «Интертоп», Стадник смог заменить их на Mango и магазин мужской одежды H.E. by Mango, которые впервые вышли на Украину напрямую, без франчайзи.

Франшизой Mango владеет другой крупный рантье Крещатика – Даниель Соломон. Свой магазин под этой вывеской по адресу ул. Крещатик, 13 ему пришлось закрыть, открыв на его месте мультибрендовый магазин Argo Center. Соломону принадлежат «витрины» целого квартала (ул. Крещатик, 40–52). Крупнейшим арендатором у него был флагманский магазин американской сети Gap, который занимал четыре этажа (1200 кв. м). Летом он закрылся, как и расположенный через дорогу британский Marks & Spencer (помещение принадлежит Артуру Маргулису). Оба эти бренда развивает по франшизе турецкая Fiba Group. Глава ее представительства Бюлент Темель объяснил Forbes, что за несколько месяцев компания так и не смогла добиться приемлемой ставки аренды. Поток покупателей уменьшился в несколько раз, и Fiba приняла решение пока открывать магазины только в торговых центрах. Соломон нашел выход еще несколько лет назад: если торговая точка арендатора закрывается, то он ставит на ее место свой бренд. В Argo по франшизе входят 15 брендов, в частности Benetton, ALDO, Desigual. На первом этаже, который раньше занимал Gap, и в соседнем здании открылся Argo Outlet.

Переносят собственные магазины на свои площади и владельцы сети Helen Marlen Михаил и Оксана Кавицкие. С 2005 года супруги превратили Пассаж в элитную шопинг‑­зону Украины – Passage Luxury Destination. Это было условием прихода сюда бренда Louis Vuitton. Затем подтянулись и другие элитные торговые марки. «В начале 2014 года многие магазины были закрыты. Сейчас ситуация выровнялась, но у некоторых клиентов до сих пор нет желания ехать на Крещатик», – рассказывает Кавицкий. Гречный из Adidas Group считает, что ритейлеры не хотят возвращаться на центральную улицу из‑за отсутствия ее единой концепции: «Все это началось еще до Майдана. Появление большого количества кофеен на колесах и киосков по продаже хот‑догов привлекает не тех людей, которые нужны ритейлерам».

А вот предприниматели Вадим и Николай Блошко смогли удержать ключевого арендатора – магазин Zara площадью более 2000 кв. м, принадлежащий испанской сети Inditex. По словам нескольких консультантов, магазин остался на Крещатике, потому что смог договориться об одной из самых низких арендных ставок. «Если бы Zara съехала, уход брендов был бы еще более массовым», – убежден владелец магазина, который раньше работал на Крещатике.

Целый этаж пустует и в бизнес‑центре «Крещатик‑Плаза».

После событий на Майдане Европейская площадь перестала быть местом для праздников и гуляний. На участке от сгоревшего Дома профсоюзов до Европейской площади осталось лишь несколько арендаторов.

Сейчас центр города сместился в район Бессарабской площади. Ставки аренды там в три-четыре раза ниже, чем на центральной улице. «То, что сегодня происходит на Крещатике, – это еще не дно, – уверен Гречный. – Скоро свободных помещений появится больше».

С чуть большим оптимизмом смотрит в следующий год Кавицкий: «Рост будет небольшим и постепенным. Пассаж – знаковое место. Магазины, открытые напрямую без франшизы, такие как Zara, Dior, Louis Vuitton, тоже не уйдут».

Источник: Forbes Украина

крещатик
street retail
Стрит-ритейл