• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Уровень вакансии в торговых центрах Москвы достиг 12,5 проц

Уровень вакансии в торговых центрах Москвы достиг 12,5 проц

By Galina Utesheva

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели предварительные итоги I полугодия на рынке торговой недвижимости Москвы. Согласно результатам исследования, общий объем предложения составил 6,89 млн кв. м арендопригодной площади (GLA) за счет трех введенных ТЦ суммарной GLA 41,5 тыс. кв. м.

Уровень вакансии в торговых центрах столицы достиг 12,5 проц (+2,5 проц относительно аналогичного показателя 2020 года). Ожидается, что всего в 2021 году в Москве будет 541 тыс. кв. м торговых площадей, при этом сохраняется вероятность корректировки даты ввода 30-40 проц

новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2021 году.

По предварительным итогам I полугодия 2021 года общий объем предложения рынка торговой недвижимости Москвы составил 6,89 млн кв. м арендопригодной площади.Прирост обеспечен открытием ТРЦ «Гравитация» (GLA: 18,5 тыс. кв. м), ТРЦ Prime Plaza (GLA: 20 тыс. кв. м), а также проекта редевелопмента компании ADG Group –ТЦ «Саяны» (GLA: 3 тыс. кв. м).

Суммарный объем нового ввода в Москве до конца 2021 года составит 541 тыс. кв. м торговых площадей

Всего за этот период было введено 41,5 тыс. кв.м, что на 73 проц меньше показателя I полугодия 2020 года, когда объем ввода составил 152,5 тыс. кв. м.

Уровень вакансии в торговых центрах Москвы увеличился на 2,5 проц относительно I полугодия 2020 года и составил 12,5 проц. Рост доли свободных площадей обусловлен оптимизацией торговых точек у ретейлеров, столкнувшихся с сильным негативным влиянием пандемии в 2020 году. В большинстве объектов, открытых в прошлом году, до 40 проц площадей остаются свободными, что соответствует тренду последних лет – вводу торговых центров с большой долей свободных площадей и активному заполнению в первые годы работы.

В структуре спроса сохраняется слабая активность со стороны международных операторов.Причиной замедления экспансии на российский рынок иностранных брендов является текущая конъюнктура российского рынка, а также сложная ситуация на международных рынках, связанная с пандемией Covid-19.

В I полугодии 2021 года на российский рынок вышло два международных розничных оператора, что в три раза меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При снижении активности выхода международных брендов в РФ уже присутствующие ретейлеры реорганизуют торговые пространства с учетом новых запросов потребителей. Динамика выхода международных операторов на российский рынок за последние 10 лет, шт.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ставки аренды снизились под влиянием мер по предотвращению пандемии и экономического кризиса. Во IIквартале 2020 года они сократились на 25 проц относительно верхних границ диапазонов базовой арендной ставки для якорных арендаторов и операторов торговой галереи с небольшой площадью помещений. Максимальная базовая ставка аренды приходится на помещения в зоне фуд-корта в действующих проектах с высокой проходимостью и может достигать 120 тыс. руб./кв. м /год.

Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, отмечает, что с I квартала 2021 года наблюдалось улучшение показателей работы ретейлеров и девелоперов, в том числе рост коэффициента конверсии и товарооборота на 10-20 проц, что обусловлено как поведением покупателей, так и работой брендов по обновлению своих торговых точек и активным внедрением цифровых технологий. До середины июня мы видели позитивный тренд по восстановление трафика, который практически приблизился к показателям 2019 года, но введенные ограничения и кампания по вакцинации граждан привели к небольшому снижению посещаемости. Учитывая низкую долю вакцинированных и неоднозначное отношение граждан к принятым мерам, все это может привести к отскоку рынка торговой недвижимости.

Согласно заявленным планам девелоперов, суммарный объем нового ввода в Москве до конца 2021 года составит 541 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, прогноз нового предложения торговых центров в два раза больше прошлогоднего показателя.

В 2021 году к открытию заявлены такие крупные и знаковые торговые объекты, как ТРЦ «Город Косино» (GLA: 72 тыс. кв. м), ТЦ на месте рынка «Садовод» (GLA: 50 тыс. кв. м), ТРЦ «Павелецкая Плаза» (GLA: 35 тыс. кв.м), ТРЦ «Небо» (GLA: 27 тыс. кв.м), ТРЦ «София» (GLA: 35 тыс. кв.м).

Существует вероятность корректировки даты ввода 30-40 проц новых торговых центров,анонсированных к открытию в 2021 году. Однако сокращение объемов ввода не будет существенным, так как часть объектов уже находится в высокой степени готовности,и девелоперам не выгодно переносить дату ввода на финальной стадии реализации проекта. По прогнозам Knight Frank, в ближайшие пять лет все заявленные торговые центры выйдут на рынок.

После годового роста показатель вакансии стабилизируется на уровне 12-14 проц к концу года, в крупных концептуальных торговых центрах столицы прогнозируется сокращение вакантных площадей до 8 проц.

Фото: ТЦ "Атриум"

торговые центры