• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Вьетнамские бренды массово выходят на российский рынок

Вьетнамские бренды массово выходят на российский рынок

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Слова "вьетнамский рынок" в России полностью меняют смысл - построен торговый центр, где будут представлены вьетнамские бренды, выпускающие товары высокого качества. Уже осенью этого года они заполнят значительную часть площади нового ТЦ «Ханой-Москва». Подробности о проекте, а также о том, как развивается производство одежды во Вьетнаме, в интервью FashionUnited рассказал Ле Чыонг Шон, гендиректор ООО «ИК «Инцентра», заместитель председателя Ассоциации вьетнамских предпринимателей в РФ.

В Москве появился торговый центр «Ханой-Москва». В чем уникальность торговой галереи для российского рынка?

Торговая галерея центра классическая, но ее уникальность заключается в том, что это – единственная площадка, где будут представлены высококачественные вьетнамские товары, которые на сегодняшний день не знакомы российским покупателям и дистрибьюторам.

Какие бренды там будут представлены, каков их ценовой сегмент и аудитория?

Пусть это пока будет сюрприз. Оговорюсь, что это будет ассортимент и эконом, и премиум класса, который будет представлен в ценовой категории эконом-эконом-плюс и нацелен на растущий средний класс.

Только ли вьетнамские марки там можно будет найти?

Безусловно, нет. ТЦ «Ханой-Москва» - классический торговый центр, вьетнамские арендаторы будут занимать от 20 до 30 проц аренднопригодной площади, остальную займут российские арендаторы.

Когда торговая галерея будет ориентировочно заполнена?

Мы торжественно откроемся осенью этого года – в рамках запуска пройдет первая выставка-ярмарка высококачественных вьетнамских товаров, она намечена на сентябрь-октябрь этого года. Во время выставки российские дистрибьюторы и ритейлеры смогут познакомиться с ведущими вьетнамскими брендами и производителями, ознакомиться с ассортиментом предлагаемых товаров, оценить, насколько вьетнамские производители могут удовлетворить требования российских компаний и потребителей.

Почему вьетнамские марки на сегодня в РФ не слишком известны и растиражированы?

В первую очередь, это связано с тем, как во Вьетнаме развивается производство одежды и других товаров легкой промышленности. В настоящее время во Вьетнаме существует большое количество компаний, которые работают по заказам и стандартам известных европейских, американских и российских заказчиков. И настал вполне логичный момент: теперь рынок готов к следующему этапу своего развития. В настоящее время вьетнамские производители находятся на заре освоения своих собственных брендов. Многие компании уже понимают готовность и имеют ресурсы для того, что развивать и выводить на рынок свои собственные бренды. Однако это не сиюминутное дело, оно требует колоссальных усилий, и сейчас мы стоим в самом начале этого пути. При этом игроков в сегменте фэшн очень много, активность у каждого из них разная, все будут развиваться в собственном темпе.

Нужно понимать, что швейная индустрия в Вьетнаме – это колоссальный культурологический пласт. За последние 40 лет она приобрела статус передовой отрасли, обеспечивающей для экономики страны львиную долю дохода и огромное количество рабочих мест. Производственный цикл охватывает все стадии/этапы – начиная от текстильной промышленности (производство материалов) и наличия самого современного оборудования в этой отрасли до обучения и подготовки квалифицированного персонала, наличия первоклассных топ-менеджеров в этой отрасли, талантливых, профессиональных модельеров, разрабатывающих линии одежды.

В нашей стране Вьетнам часто ассоциируется с рынками, стихийной розницей. Может ли эта ассоциация навредить ТЦ? Как с ней бороться?

Если отвечать на этот вопрос подробно, нужно рассказать детальнее про эти самые «вьетнамские» рынки. В то время, в перестройку, продажей товаров на этих рынках на самом деле занималось огромное количество граждан Вьетнама, но важно понимать, что вьетнамских товаров там почти не было. В те времена продажа одежды для них была не более чем подработкой, позволявшей получить дополнительную прибыль, помимо зарплаты по основному месту работы. Часть из них впоследствии, по окончании трудового контракта, осталась в СССР, и тогда торговля стала их основным источником дохода. Но это произошло лишь через несколько лет, когда рыночные отношения в России стали приобретать более-менее цивилизованные черты, и заниматься торговлей, посреднической деятельностью уже можно было не из-под полы, а вполне легально. В конечном итоге вьетнамская диаспора построила в России огромную и хорошо отлаженную сеть реализации товаров, которая включала в себя как закупочно-торговую деятельность, так и «цеховое» производство. Как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы уверены, что при открытии наших первых магазинов покупатели сами смогут убедиться в высоком качестве продукции вьетнамских производителей – это нивелирует все стереотипы, которым давно пора остаться в прошлом.

Будут ли какие-либо бренды из Вьетнама открывать свои представительства в РФ, активно развиваться, запускать розничные сети?

Да, безусловно. Здесь нужно упомянуть крупнейший холдинг Vinatex (Textile and Garment Group). В ближайшее время он откроет свое представительство в России и на первом этапе будет заниматься маркетингом на российском рынке, продвижением своей продукции, выстраиванием партнерских отношений с российскими компаниями, дистрибьюторами. В ТЦ «Ханой-Москва» также будет открыт торговый зал Vinatex. Этот крупнейший текстильный холдинг объединяет в себе несколько десятков предприятий по пошиву одежды и производству обуви. Оборот холдинга в этом сегменте просто колоссальный даже для российского рынка – 20 млрд долл в год. И это только стоимость самого товара, без учета стоимости брендов, для которых производит одежду Vinatex. Если учитывать эту составляющую, то озвученную мной сумму смело можно умножать в несколько раз. Вполне сопоставимо с оборотами крупных российских добывающих компаний.

Vinatex пока не присутствует на рынке РФ, хотя и производит одежду для ведущих европейских домов моды, которые под своими брендами продают ее в бутиках Москвы. В случае выхода компании на российский рынок и отмены ввозных таможенных пошлин в рамках соглашения Вьетнама с Таможенным союзом ЕАЭС (РФ, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан) Vinatex может полностью «перекроить» рынок одежды в РФ. Партнеры из Vinatex рассматривают свой план развития в России очень серьезно и определяют долгосрочную программу, видят колоссальный потенциал российского рынка, особенно, в свете заключения соглашения о свободной торговле между Вьетнамом и Таможенным Союзом.

Вторым эшелоном идут компании среднего размера, в том числе и те, которые уже располагают производственными мощностями непосредственно в России, например "Милтон", "Дишта". В частности, компания "Дишта" откроет шоу-рум-ателье на территории ТЦ «Ханой-Москва» с профессиональным штатом модельеров. Компания готова принимать заказы самых разных профилей – это и штучные заказы для частных заказчиков, небольшие партии, так и масштабные проекты, в том числе, и по схеме ODM (original design manufacturer).

Работают ли вьетнамские марки в сегменте люкс? Насколько популярно это направление?

Основную долю рынка производства занимают марки масс-маркета и среднего сегмента. Как правило, если мы говорим о производстве по заказу крупных компаний, то сегмент люкс традиционно производит свою продукцию в Европе, иногда в Северной Африке, но не в Азии, т.к. марки люкс имеют маленькие объемы, а принцип их ценообразования позволяет выбрать для пошива европейское производство. Если же мы говорим о собственно азиатских марках сегмента люкс, то, как правило, это связано с изделиями из шелка: существует несколько домашних, небольших компаний, которые веками производят (в том числе и на экспорт) уникальные вещи высочайшего качества ручной работы – но это не массовый рынок, это практически коллекционные изделия.

Известно, что многие европейские бренды отшиваются в Азии. Расскажите подробнее, как это происходит, как строится работа?

Как я упомянул выше, швейная индустрия Вьетнама отвечает всем требованиям европейских, американских и передовых азиатских заказчиков – Японии, Южной Кореи; некоторые бренды даже работают с вьетнамскими фабриками в формате ODM, предоставляя только задание и объем заказа, а всю работу – от разработки дизайна вплоть до упаковки, выполняют специалисты из Вьетнама. Владельцы многих брендов нуждаются в данном формате услуг, когда не располагают собственными возможностями и ресурсами для производства и разработки in-house.

Какие самые известные марки из Европы отшивают свои коллекции во Вьетнаме? Почему именно там?

Среди них - Tom Tailor, Zara, H&M, Calvin Klein, Mango, Bonita, Banana Republic, Gap, DKNY и множество других. Отличительным преимуществом является способность вьетнамских мастеров качественно выполнять сложную работу своими руками. Любой скрупулёзный ручной труд свойственен вьетнамским рабочим – результатом являются высокое качество и надежность; Если сравнивать Китай и Вьетнам, то во Вьетнаме производство более высокого качества и оно более быстрое за счет высокой концентрации мощности производства.

За счет чего все-таки производство в Азии дешевле, чем в той же Европе и (большие объемы, дешевая рабочая сила и пр)?

Во Вьетнаме максимально освоена технология LEAN manufacturing – это термин, который появился в Японии и означает производство без издержек. Благодаря этому происходит планирование каждого шага - от производства тканей до размещения одежды на самих прилавках, при этом происходит максимальная оптимизация и сокращение издержек: ничего не лежит на складах долгое время. Однозначно рабочая сила во Вьетнаме является более дешевой, но скорее такие факторы, как развитие экономики, диверсификация производства привели к тому, что Азия – фабрика мира, а Вьетнам – серьезный игрок в швейной индустрии.

Как сейчас обстоят дела с условиями труда на фабриках?

Для начала во Вьетнаме нет нелегальных фабрик, так называемых «sweatshops»: нет никаких условий для их образования. Рабочая сила квалифицирована, условия труда комфортные, зарплаты растут. Кроме того, условия труда отвечают всем стандартам и требованиям европейских и американских заказчиков.

Допустим, мне надо отшить не большую партию, а маленькую коллекцию одежды во Вьетнаме, это будет намного дороже, чем массовое производство?

В настоящее время вьетнамская швейная индустрия располагает фабриками разных калибров, работающих в очень разных сегментах и способных удовлетворить любые размеры заказов – от очень крупных, до средних и совсем маленьких. Цена будет зависеть от требований по качеству, от самих образцов заказа.

Если взять конкретный пример: мы отшили рубашку/футболку во Вьетнаме. Какой будет её себестоимость?

Порядок цен, по которой фабрики продают заказчикам товары таков: футболки из 100 проц хлопка – в пределах 4-5 долларов; рубашки бывают разные – это зависит от их сложности, стиля – casual или классические – тут цена варьируется от 5 до 10 долларов.

Откуда берутся и как формируются огромные наценки? Сколько они максимально могут составлять, от чего зависит уровень наценки?

При ODM цены обычно умножаются на три, при производстве luxury цены возрастают в 5-10 раз. Стоит учитывать, что компании несут огромные затраты – это логистика, реклама, поддержание уровня бренда. Но, признаться, у всех разная формула расчета розничных цен, и об этом лучше говорить с самими ритейлерами.

Каково ваше отношение к кризису в РФ? Пришлось ли вам экстренно менять планы? Какими принципами вы руководствуетесь, находясь в России?

Объем российского рынка колоссален, и наши азиатские партнеры видят в нем огромный потенциал. Вьетнамские швейные производители придерживаются именно такого видения, поэтому они четко для себя определили – присутствие на российском рынке для них необходимо и они очень заинтересованы поставлять сюда свою продукцию. Кризис немного задержал планы наших партнеров, но вера в колоссальную емкость рынка и возможность быстрого восстановления российской экономики подкрепляет намерения.

Интервью: Наталья Попова, FashionUnited

Ханой-Москва