• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • Зачем "Сбер" покупает "Стокманн"

Зачем "Сбер" покупает "Стокманн"

By Natalia Popova

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

«Сбер» покупает 100 процентов сети универмагов одежды и обуви «Стокманн» у бизнесмена Якова Панченко. Закрытие сделки планируется в первой половине 2022 года.

«Стокманн» будет интегрирован в маркетплейс «Сбермегамаркет». «Объединение экспертизы компаний позволит усилить позиции «Сбера» в индустрии электронной коммерции, кратно увеличить долю оборота fashion от общего показателя сервисов, а также реализовать ряд новых возможностей для развития сегмента»,— пояснили в банке.

Гендиректор «Стокманна» Геннадий Левкин уточнил «Ъ», что закрытие магазинов сети не планируется. По его словам, российские маркетплейсы пристально следят за заграничными крупными игроками, такими как Amazon, которые сейчас экспериментируют с офлайн-ритейлом.

Аналитики оценили покупку «Сбером» российских магазинов «Стокманн»

По мнению биржевого аналитика, инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, сделка между Сбером и «Стокманном» взаимовыгодная.

«СберМегаМаркет уже начал развивать fashion-направление и ему нужны какие-то новые интересные темы. Конкуренты — «Озон», «Яндекс.Маркет» уже развивают это направление и в рамках конкуренции с ними Сберу нельзя отставать», — считает он.

Аналитик подчеркнул, что «Стокманн» имеет прочную позицию на российском fashion-рынке, и является одним из самых известных брендов уже очень давно. Таким образом, покупая «Стокманн», сам "Сбер" становится более «модным» в глазах обеспеченного среднего класса, основного потребителя модной одежды, на которого "Сбер" и делает ставку. Так что для "Сбера" это логичный шаг в развитии.

«Стратегическое партнерство "Сбера" и «Стокманн» позволит сделать из «Сбермегамаркета» мультикатегорийный маркетплейс и это логичный путь развития для экосистемы, повышения ее прибыльности, так как fashion — то прибыльный бизнес, такой лакомый кусок везде в мире. К тому же «Стокманн» продает не только модную одежду, но и обувь, и товары для дома, так что его приобретение можно рассматривать как более широкое расширение ассортимента "СберМегаМаркета", чем развитие fashion-направления», — отметил Суверов.

В свою очередь, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»Михаил Бурмистров считает, что «Сбермегамаркет» благодаря сделке получит возможность управлять ассортиментом, взаимодействовать с поставщиками и закупках fashion. Кроме того, компания получит сильный бренд в среднем и высоком ценовом сегменте.

«Сейчас маркетплейсы сфокусированы на расширении ассортимента и привлечении новых селлеров, но далее встанет вопрос дифференциации и формирования уникального ассортимента, поэтому покупка «Стокманн» позволит «Сбермегамаркету» не только значительно ускорить развитие fashion-категории, но повысить эффективность маркетингового бюджета, а также с другими конкурировать с более крупными маркетплейсами за счет наличия сильного собственного бренда», — пояснил эксперт.

Бурмистров подчеркнул, что для «Стокманн» это уникальная возможность сохранить позиции на рынке и не свернуть бизнес из-за убытков, так как компания нуждается в инвестициях для развития онлайн.

Эксперты сходятся во мнении о том, что в сделке ключевое значение имеет финансовый момент.

«Сбер выгоден «Стокманну» как партнер, поскольку, во-первых, это самый сильный бренд из российских маркетплейсов. Во-вторых, у "Сбера" есть финансовые ресурсы для развития этого проекта, по итогам 2021 года "Сбер", как известно, получил рекордную прибыль в 1,2 триллиона рублей, а иметь возможность получать деньги на развитие важно для конкурентной борьбы. И, в-третьих, у "Сбера" есть команда айтишников, которая необходима для продвижения в электронной коммерции», — заключил Суверов.

Чем известен «Стокманн»

«Стокманн» в России изначально был финским ретейлером, развивающим универмаги с одеждой, обувью, товарами для детей и для дома. В 1989 году финский концерн открыл первый российский магазин в московском ГУМе как совместное советско-финское предприятие «Калинка-Стокманн», став первым магазином иностранного ретейлера в Советском Союзе. В 1998‑м уже обычный магазин Stockmann открылся в «Смоленском пассаже».

В 2015 году материнская компания Stockmann из-за низких результатов работы продала бизнес в России Reviva Holdings — франчайзи сети универмагов Debenhams («Дебрусс»), принадлежащей бизнесмену Якову Панченко. Сегодня «Стокманн» владеет 12 универмагами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Мурманске. Оборот компании в 2021 году составил 10 млрд руб.

Источники: "Ъ", Газета.ru, РБК

Фото: "Стокманн"

Stokmann