Экологичность: непреходящий тренд современной моды

4 января в Берлине прошла международная выставка Fashion Tech. Главной темой ивента стала sustainable fashion, или экологичная мода. COO Sarafan Technology Inc. Ксения Широкова приготовила специально для FashionUnited небольшой отчёт с места событий и рассказала, как sustainable fashion меняет модное производство, и как это может повлиять на маркетинг. Сумки из яблок и пластиковых бутылок, платья из грибов и апельсиновой кожуры - нет, речь не о выставке поделок в детском саду. Все это экологичная мода, непреходящий тренд европейской моды.

Что такое «экологичная мода»?

Принято считать, что sustainable fashion – это, прежде всего, экологичное производство – использование исключительно органических тканей, отказ от химической обработки волокон и готовых изделий. Двадцать лет назад экологичная мода, действительно, ограничивалась только органическим производством, сегодня это более широкое понятие, которое включает в себя производство одежды из легко возобновляемых природных ресурсов, например, грибов или крапивы, и переработанных синтетических и органических отходов – пластика, резины, апельсиновой мякоти или яблочной кожуры, одежды, которая уже вышла из употребления. Говоря о sustainable fashion, нельзя не вспомнить и про близкое ей понятие «медленной моды». Приверженцы slow fashion призывают отказаться от одежды массового производства и вещей на один сезон и покупать только качественные модные товары у небольших производителей, излишки отдавать нуждающимся или в переработку.

Экологичность: непреходящий тренд современной моды

В России и в мире

В России об экологичной моде впервые заговорили в начале нулевых. К тому моменту в Европе и в США экологичность из тренда перешла в разряд обязательных принципов крупных модных брендов: первыми органическое производство наладили компании Patagonia и ESPRIT, за ними подтянулись Stella McCartney, Armani, DKNY, Levi’s, Timberland, Nike, H&M, Uniqlo, Salvatore Ferragamo. В то же время в 2000 – 2010-е годы один за другим появляются fashiontech-проекты с экологической направленностью. Так в 2011 году ученая-микробиолог Анке Дамаске запатентовала технологию по получению шелка из прокисшего молока. В 2014 году была основана компания Orange Fiber – итальянцы научились добывать волокна из апельсиновой мякоти, ткани, созданные по данной технологии в своих коллекциях использует бренд Salvatore Ferragamo. Популярность направления в Европе и США с годами только растет. Интерес к теме сохраняется и в СМИ, и на международных выставках и конференциях. Показательна выставка Fashion Tech Berlin, здесь молодые проекты представляют свои разработки, а крупные бренды ищут новые решения для более экологичного производства. Примечательно, что в Европе органическое производство поддерживается и на законодательном уровне – так в начале февраля в Евросоюзе было запрещено использовать микропластик – неразлагаемый полимер, который накапливается в организме человека и животных.

Экологичность: непреходящий тренд современной моды

Как бы грустно это ни звучало, но Россия в этом вопросе безнадежно отстала. Российские бренды, которые используют органическое производство можно пересчитать по пальцам. Широкая огласка в СМИ пришлась только на начало нулевых годов, ничто не предвещает и возможную законодательную регуляцию вопроса. В целом, направление развивается только благодаря энтузиастам – приверженцам медленной моды, благотворительным организациям и экологам. Так в 2010 году в Санкт-Петербурге открылся благотворительный секонд-хенд «Спасибо». Работает он по принципу социального предпринимательства: петербуржцы сдают одежду в специальные контейнеры, установленные по всему городу, а «Спасибо» раздает ее нуждающимся и продает по низким ценам всем желающим. Вся прибыль, оставшаяся после покрытия издержек на содержание магазинов, контейнеров и работы персонала, направляется на благотворительность. Говоря о выставках и конференциях, можно вспомнить опять же Петербургскую инициативу от бизнес-инкубатора «Ингрия» - международный форум Rush. Мероприятие впервые прошло в ноябре 2018 года, одной из его главных тем стала sustainable fashion. По словам организатора форума, Оксаны Кочановской, эта тема будет ключевой и в дальнейшем.

Спасение утопающих в руках самих утопающих

Fashion-производство – одно из самых ресурсозатратных и губительных для окружающей среды. В год на производство одежды уходит почти триллионов кубометров воды и миллиарды тонн химикатов. И вспомним опять же про неразлагаемый микропластик – главный его источник - синтетика, из которой шьют одежду. Сегодня экоактивисты и маркетологи проводят многочисленные исследования, посвященные темам переработки и органического производства в fashion-сфере. Большинство из них доказывают, что современные потребители готовы поддержать переработку и готовы доплачивать за товары, произведенные более экологичным путем. Одно из самых показательных исследований было проведено компанией GreenMatch. Результаты опроса показали, что экобренды набирают все большую популярность, во многом благодаря интересу, который проявляет к sustainable fashion подрастающее поколение потребителей Z. Исследование показало, что покупатели в возрасте 15-20 лет сознательно выбирают экобренды и готовы переплачивать за органическое производство товара, более того, молодые люди резко негативно относятся к брендам, которые ведут неэкологичное производство и призывают бойкотировать их. Остается надеяться, что мнение покупателей станет толчком для fashion-брендов прийти к более рациональному производству, экономии ресурсов и заботе об окружающей среде.

Автор: Ксения Широкова, исполнительный директор компании Sarafan Technology Inc

Статья написана для FashionUnited компанией Sarafan Technology Inc. - международная marketingtech-компания с офисами в США и Европе, разработчик интерактивных рекламных решений для онлайн-медиа. В основе всех решений компании - искусственный интеллект Sarafan.AI, технология для анализа текста публикации, распознавания объектов на фото и видео и поиска похожих товаров в онлайн-магазинах.

Фотографии:

1 - Выставка Fashion Tech Berlin. Сумки из переработанной яблочной кожуры 2 - Выставка Fashion Tech Berlin. Сумки из переработанных пластиковых бутылок 3 - Форум Rush. Одежда дизайнера Снежаны Падериной, созданная при помощи 3D-печати

 

ДРУГИЕ НОВОСТИ

СВЕЖИЕ ВАКАНСИИ

 

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ НОВОСТИ