К концу года в московских ТЦ доля свободных помещений может вырасти до 20 процентов
loading...
Ритейл
Посещаемость московских торговых центров в 2022 году снизилась на 7 проц. Такие данные приводит РБК, опираясь на аналитический отчет #MARKETBEAT Commonwealth Partnership (ранее Cushman & Wakefield). Разрыв с прошлым годом по показателям посещаемости столичных ТЦ начал увеличиваться в августе, отмечают эксперты. За две недели после объявления частичной мобилизации отставание выросло еще на 3 п.п. В результате к 5 октября показатель посещаемости оказался на 7 проц ниже того же периода 2021 года.
Макроэкономические и геополитические факторы продолжат снижать покупательную способность
Макроэкономические и геополитические факторы будут и дальше оказывать давление на покупательную способность, что может дополнительно сказаться на снижении посещаемости ТЦ, считают аналитики CMWP. Доля свободных площадей в торговых объектах по итогам девяти неполных месяцев 2022 года (анализировался период с 1 января по 25 сентября) составила 11,5 проц. По прогнозу аналитиков CMWP, на конец 2022 года показатель может достичь уровня 20 проц. В основном на показателе сказывается уход зарубежных брендов. Отчасти высвобождающиеся помещения могут быть заполнены российскими и турецкими брендами, говорят в компании.
«Однако снижение потребительской активности в среднесрочной перспективе будет сдерживать развитие ретейлеров, что в свою очередь драматично скажется на состоянии объектов недвижимости», — отметила руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Ольга Антонова.
Темп ввода новых торговых площадей в Москве тоже замедлился. Сейчас в основном достраиваются проекты в высокой стадии готовности.
Прогноз по вводу на 2023 год сильно зависит от сроков реализации крупных инфраструктурных проектов, пояснила руководитель департамента исследований и аналитики CMWP Татьяна Дивина. Так, без учета ТПУ Селигерская ожидается ввод лишь 50 тыс. кв. м, с учетом этого проекта — почти 200 тыс. кв. м.