Московскому рынку может не хватить качественных ТЦ
loading...
По итогам первого полугодия 2023 года объем ввода нового предложения торговых центров снизился на 29 проц относительно показателя аналогичного периода 2022 года. Однако до конца 2023 года ожидается ввод в эксплуатацию 12 качественных торговых центров, их суммарная арендопригодная площадь составит 130 000 кв. м. Данные приводит консалтинговая компания NF Group.
При условии реализации всех заявленных проектов объем нового предложения будет превышать показатель прошлого года на 5 проц. Обеспеченность населения качественными торговыми площадями в Москве по итогам первых шести месяцев 2023 года составляет 595 кв. м/1 000 жителей, что сопоставимо с данными на конец 2022 года. К концу этого года прогнозируется ее увеличение в Новомосковском административном округе: она составит 1 047 кв. м/1 000 человек (+6 проц) за счет ввода ТЦ «Прокшино» и ТЦ «Лайнер». Доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы снизилась до 12,2 проц (-3,4 п. п. по сравнению с итогами 2022 года). Такой результат связан с рядом факторов: активная экспансия российских ретейлеров на площадях, ранее занятых международными брендами, проведение перепланировок ряда крупных площадок – деление на более мелкие лоты, и начало работы новых зарубежных ретейлеров.
В первом полугодии 2023 года единственным открытым торговым центром стал «Митино парк»
В первом полугодии 2023 года единственным открытым торговым центром стал «Митино парк», арендопригодная площадь которого составляет 27 000 кв. м. Объем нового предложения уменьшился на 29 проц по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 года, в течение которого произошел ввод в эксплуатацию трех объектов – ТЦ Discovery (17 500 кв. м), ТЦ «Нагорный» (12 000 кв. м) и ТЦ «Байконур» (8 600 кв. м). По данным на начало июля 2023 года завершено строительство трех торговых центров микрорайонного формата – ТЦ «Планета» (4 700 кв. м), ТЦ «Кувшинка» (5 300 кв. м), а также ТЦ «Звездный» (5 300 кв. м). Их ввод ожидается до конца 2023 года.
По итогам 2023 года ожидается ввод в эксплуатацию 12 качественных торговых центров. Их суммарная арендопригодная площадь составляет 130 000 кв. м. При условии реализации всех заявленных проектов объем нового предложения будет превышать показатель прошлого года на 5 проц. Однако планы девелоперов могут продолжить меняться. На конец первого полугодия 2023 года перенесенный ввод составил 49 000 кв. м (примерно 28 проц от анонсированного строительства на начало года). На столичном рынке уже более пяти лет существует тренд на строительство торговых центров микрорайонного и районного форматов, что связано с рядом факторов. Во-первых, в Москве отсутствуют земельные участки, в полной мере подходящие для девелопмента крупноформатных торговых центров. Во-вторых, ряд административных округов столицы уже перенасыщен торговыми площадями. В-третьих, изменились потребительские привычки горожан, модель поведения стала более рациональной. Люди стали посещать торговые центры в максимальной близости от дома с целью покупки товаров первой необходимости. В-четвертых, увеличивается доля e-commerce, что оказывает влияние на изменение форматов якорных арендаторов в сторону сокращения площадей у и фокус брендов на омниканальность. В-пятых, в столице активно ведется программа комплексного развития территорий за пределами зоны ТТК и МКАД, по которой застройщикам предоставляется льгота на ВРИ под строительство объектов коммерческой недвижимости, где будут работать новые жители.
Рост строительства районных торговых центров также связан с реализацией проектов компанией ADG Group. 40 проц от ввода, прогнозируемого на 2023 год, приходится на ADG Group – российского девелопера, занимающегося реконструкциями советских кинотеатров под торгово-развлекательные центры районного и микрорайонного форматов. В целом, весь объем торговых площадей, запланированных к вводу в этом году, является результатом деятельности российских девелоперов.
Продолжается череда продаж активов иностранных собственников, уходящих из России
Структура рынка меняется и в рамках владельцев недвижимости. Продолжается череда продаж активов иностранных собственников, уходящих из России. Возросший интерес инвесторов к сектору торговых центров связан с форсированным выходом иностранцев из активов. За прошедшее полугодие были проведены инвестиционные сделки по торговым центрам Москвы общей площадью 507 000 кв. м.
Обеспеченность населения качественными торговыми площадями в Москве по итогам первого полугодия 2023 года составляет 595 кв. м/1 000 жителей. К концу 2023 года прогнозируется увеличение обеспеченности населения торговыми площадями в Новомосковском АО, которая составит 1 047 кв. м/1 000 человек (+6 проц) за счет ввода ТЦ «Прокшино» (8 000 кв. м) и ТЦ «Лайнер» (10 500 кв. м). В сравнении с Новой Москвой рост обеспеченности в «Старой Москве» достигается сложнее, например, в Западном АО данный показатель может достигнуть только 733 кв. м/1 000 человек (+4 проц ) несмотря на то, что в его пределах ко вводу планируются 35 200 кв. м торговых площадей. Такие различия в динамике связаны с плотностью населения, численность которого в ЗАО в 4,6 раза превышает этот показатель в НАО.
В условиях сдержанного ввода торговых объектов в совокупности с активным жилым строительством, а значит увеличением численности населения, в ближайшее время на московском рынке может сформироваться проблема нехватки качественных торговых центров для реализации новых концепций ретейлеров.
По итогам первого полугодия 2023 года доля свободных площадей в качественных торговых центрах Москвы снизилась до 12,2 проц (-3,4 п. п. по сравнению с итогами 2022 года). Такой результат связан с рядом факторов: активной экспансией российских ретейлеров на площадях, ранее занятых международными брендами (Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Lady&Gentleman City, Lime), проведением перепланировок ряда крупных площадок – деление на более мелкие лоты, и началом работы новых зарубежных ретейлеров.
Объем нового предложения не удовлетворяет активность арендаторов, которым требуются качественные торговые объекты
Следует отметить, что в Москве также существует доля скрытой вакантности: это помещения, занимаемые Adidas и Decathlon, работа которых временно приостановлена. Аналогичная ситуация складывается и в регионах.
За существующим высоким уровнем вакантности стоит совокупность факторов. Во-первых, собственники площадок в некоторых ключевых торговых центрах удерживают лоты в ожидании наиболее привлекательного арендатора, который будет иметь уникальную концепцию, охватывать широкую целевую аудиторию и гарантировать высокий товарооборот. Во-вторых, 2,6 проц вакантности приходится на помещения, ранее занимаемые IKEA в суперрегиональных торговых центрах Москвы (в абсолютных значениях – 138 000 кв. м). Тем не менее на конец первого полугодия 2023 года подписан весомый объем договоров, который позволит расшириться многим российским ретейлерам уже в третьем квартале. Так, в начале июля произошло открытие Gloria Jeans в ТРЦ «Афимолл», «Щелковский» и «Хорошо!».
К концу 2023 года прогнозируется снижение доли свободных площадей до уровня, характерного для допандемийного периода (2019 год).
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «Несмотря на то, что рынок постепенно восстанавливается, девелоперская активность по-прежнему остается зависимой от внешних факторов, а между тем тренд на сдержанный ввод только укрепляет позиции. Таким образом, объем новых открытий, который можно ожидать по итогам 2023 года, составляет 130 000 кв. м, что на 5 проц выше, чем в 2022 году. Тем не менее объем нового предложения не удовлетворяет активность арендаторов, которым требуются качественные торговые объекты. Пик доли вакантности в торговых центрах пройден, далее прогнозируется снижение до значений допандемийного 2019 года».