Онлайн-продажи в РФ по итогам 2022 г увеличились на 38 процентов
loading...
Объем рынка розничной интернет-торговли в России в 2022 году составил 5,7 трлн рублей (+38 процентов) и 2,8 млрд заказов (+65 процентов). Об этом говорится в исследовании аналитической компании Data Insight.
Прошлый год вошел в тройку лучших годов российского рынка eCommerce по динамике числа заказов, отмечают эксперты.
В то же время, темпы роста интернет-торговли в 2022 году были ожидаемо ниже темпов роста в 2021 году и чуть ниже прогнозных. Основная причина – уход с рынка значительной части игроков, прежде всего, премиального сегмента.
2022 год отчасти стал годом перерождения маркетинга, говорится в исследовании. Многие европейские бренды, занимающую солидную долю рынка, ушли. Освободившуюся нишу стали активно захватывать российские проекты. Замещение иностранных брендов и параллельный импорт позволили стабилизировать товарооборот.
Средний чек продолжает снижаться: по итогам 2022 года он составил 2010 рублей, это на 16 процентов ниже прошлогодних показателей. Причина - увеличение доли магазинов с небольшими чеками и частыми заказами (маркетплейсы, ультрабыстрая доставка продуктов). При этом в большинстве магазинов средние чеки выросли за год.
Доля онлайн-продаж продолжает расти: в 2022 году на них пришлось 15 процентов от всего ритейла и 30 процентов от рынка непродовольственного ритейла (+3 п.п. и +5 п.п. год к году соответственно). Все данные указаны без учета продаж автомобилей и топлива.
По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке eCommerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30 процентов. Количество выполненных заказов на рынке eCommerce достигнет 4,6 млрд (+64 процента). Темпы роста в текущем году продолжат замедляться – но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового.
Роль маркетплейсов
Основной рост в 2022 году обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: во второй половине 2022 года их доля достигла 73 процентов в общем количестве заказов и впервые превысила половину всего объема продаж. Они же обеспечат основной рост в 2023 году.
В июне 2022 года совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов Wildberries и Ozon впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69 процентов. В ноябре была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год: она составила 75 процентов. По прогнозу Data Insight, в 2023 году доля двух лидеров рынка составит в среднем по году 53 процента по объему онлайн-продаж и 77 процентов по заказам.
Среди основных трендов рынка в 2022–2023 гг. Data Insight видит: снижение доли импульсивных и премиальных покупок; ускорение перетока на маркетплейсы; подвижность рынка в части распределения между брендами; взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах; заметное снижение средней стоимости покупок.