Российский fashion-рынок: четыре актуальные тенденции, и как с ними работать

Scroll down to read more
Ритейл|Колонка

По итогам 2017 года fashion-рынок в России по-прежнему переживает последствия кризиса – спрос на одежду и обувь остается низким. Небольшой прирост в некоторых сегментах не в силах исправить ситуацию – если учесть рост инфляции, положительная динамика оказывается практически нулевой . Чтобы более емко охарактеризовать российский fashion-рынок, рассмотрим тенденции, которые его формируют, а заодно на примерах разберем, как именно с ними работать, чтобы повысить продажи своего бренда. Аналитический обзор специально для FashionUnited подготовила Ксения Широкова, COO Sarafan Technology Inc, компании-разработчика искусственного интеллекта по распознаванию fashion и beauty продуктов на фотографиях и видео в Интернете.

Сезоны распродаж продолжаются круглый год

Экономика России нестабильна. Постоянная девальвация рубля приводит к повышению цен на товары иностранных марок. На первый план в таких условиях выходят off-price магазины одежды. В России в качестве яркого примера можно привести торговую сеть Familia. Первый магазин сети был открыт в 2000 году в Москве, на сегодняшний день по всей России работают уже 225 филиалов ритейлера. Familia первой в России предложила покупателям off-price формат шопинга – в магазинах сети можно приобрести товары более 5000 брендов со скидками до 85 проц. Подобный подход обеспечивает ретейлеру стабильный рост прибыли, так в первом полугодии 2018 года выручка сети выросла на 28 проц.

Магазины среднего ценового сегмента вынуждены идти на снижение цен. Сезоны распродаж продолжаются практически безостановочно. Если раньше традиционный Black Friday в США и Европе был ограничен одними сутками, то сейчас многие магазины запускают нашумевшую акцию за две-три недели до обозначенного дня. Таким образом, распродажа, приуроченная ко Дню Благодарения, плавно перетекает в скидочные сезоны Cyber Monday и Cristmas Sales.

Скидки и специальные предложения становятся едва ли не самым действенным способом, чтобы привлечь и удержать покупателей и в России – по статистике более 30 проц россиян стараются покупать одежду только по скидочной цене. Тенденцию подтверждают и данные статистики Sarafan – модели со скидками на виджете кликают чаще на 37 проц, выше и конверсия в продажи данных товаров.

Низкий ценник может привести к всплеску продаж, но важно не увлекаться специальными акциями, так вы рискуете сформировать постоянную аудиторию покупателей, которые готовы приобретать товар только со скидками. Это приведет к тому, что новые коллекции по стандартным ценам не будут продаваться до тех пор, пока не наступит очередной сезон распродаж.

Наступила эра осознанного потребления

Данные последних маркетинговых исследований показывают, что современные покупатели знают цену деньгам и вещам, они готовы потратить время на то, чтобы выбрать нужное, и перед походом в магазин часто часами просматривают информацию в интернете. В свою очередь рынок перенасыщен, потребители устали от обилия одежды . Стандартный гардероб среднестатистического покупателя состоит не более чем из 10 вещей на один сезон, как правило, все они сочетаются между собой и могут быть отнесены к демократичному повседневному стилю. По данным исследования от NPD Group почти половина жителей США не придерживаются дресс-кода на работе, та же тенденция наблюдается и в России. Строгие классические костюмы, обувь на высоком каблуке, галстуки и бабочки уходят в разряд одежды только для торжественных мероприятий, неудивительно, что спрос на них падает. В этой связи выигрывают бренды, предлагающие покупателю вещи-трансформеры, которые можно носить и в рабочее, и в свободное время. Как пример можно вспомнить крупнейшую японскую сеть Uniqlo. Ритейлер сразу сделал ставку на повседневные удобные модели в пастельных тонах. Выручка бренда из года в год остается стабильно высокой .

Омниканальность

Люди стали проводить очень много времени дома. Количество магазинов, которые посещают покупатели, значительно сократилось. Так если в 2008 году среднестатистический российский потребитель совершал покупки в 5-7 торговых центрах, то в 2017 году этот показатель снизился до 2-3 . Путем несложных расчетов можно понять, что примерно половина магазинов потеряла свою постоянную аудиторию. По сравнению с 2015 годом на 30-40 проц уменьшилось и время, которое посетитель готов посвятить шопингу.

Вопросом, как привлечь клиентов в оффлайн магазин, мучается не один ритейлер. Один из самых действенных способов сегодня – это активная работа онлайн. По статистике 40 проц клиентов, прежде чем отправиться в магазин, знакомятся с его ассортиментом в Интернете. Большую роль играют и программы лояльности. Стратегия успеха сейчас – это активное формирование пула постоянных клиентов, повышение лояльности к бренду и торговой точке за счет бонусов и специальных программ. Так, компания VICTORIA'S SECRET разработала программу вознаграждения, в которую может вступить любой клиент сети. В рамках программы клиентам не только начисляют бонусы за каждую покупку, но также в зависимости от статуса бонусной карты дарят подарки ко Дню Рождения, бесплатно доставляют товар из онлайн-магазина, предоставляют скидки и приглашают на вечеринки-презентации новых коллекций. Программа уже несколько лет обеспечивает VICTORIA'S SECRET звание одного из брендов с самыми лояльными покупателями.

В фаворитах – спортивный стиль

Тренд, который не угасает на протяжение нескольких лет – спортивный стиль в одежде и обуви. Особенную популярность завоевывает рынок спортивной обуви, в продажах ее можно оценить от 30 до 60 проц. Даже не специализирующиеся на спортивном стиле марки сейчас расширяют свой ассортимент за счет спортивных моделей - в среднем доля спортивных товаров выросла от 5-ти до 20-ти проц. По статистике Sarafan Technology Inc обувь в спортивном стиле чаще вызывает интерес у пользователей – кликабельность кроссовок и кед на виджете выше примерно на 26 проц, чем классических моделей. Эксперты советуют расширять ассортимент за счет спортивных моделей или предлагать варианты-гибриды, сочетающие в себе элементы классики и спортивного стиля . В качестве мотивации вспомним о российской сети спортивных товаров Спортмастер – в 2016 году компания стала единственным представителем fashion-сегмента среди 20 крупнейших ритейлеров России по выручке .

Автор: Ксения Широкова, исполнительный директор компании Sarafan Technology Inc

Источник: Independent.co.uk, Forbes, Ведомости, shopolog и др.

Статья написана для FashionUnited компанией Sarafan Technology Inc. - международная marketingtech-компания с офисами в США и Европе, разработчик интерактивных рекламных решений для онлайн-медиа. В основе всех решений компании - искусственный интеллект Sarafan.AI, технология для анализа текста публикации, распознавания объектов на фото и видео и поиска похожих товаров в онлайн-магазинах.

Фотография предоставлена Sarafan Technology Inc

фэшн-рынок
sarafan