Средний размер торгцентров, запланированных к вводу до конца года, составит 12,9 тыс. кв. м
loading...
В 2024 году средняя площадь вновь построенных торгцентров в Москве составит 12,9 тыс. кв. м, подсчитали в Commonwealth Partnership (CMWP) по запросу “Ъ”. В NF Group ожидают, что показатель в этом году будет на уровне 9,1 тыс. кв. м, в Nikoliers — 14,4 тыс. кв. м, в IBC Real Estate — 18 тыс. кв. м. Для сравнения: в 2023 году средняя площадь новых торговых объектов составляла 9,5 тыс. кв. м, а в 2022 году — почти на текущем уровне, 12,6 тыс. кв. м, подсчитали в CMWP. В то же время по сравнению с 2021 годом, когда средний размер таких комплексов достигал 26,5 тыс. кв. м, в нынешнем году будет зафиксировано снижение почти в два раза.
В этом году повышение среднего размера вводимого объекта по сравнению с 2023 годом является «эхом прошлых лет, когда наблюдался массовый перенос сроков ввода новых объектов», поясняют в CMWP. К примеру, в 2024 году ожидается открытие торгцентра на 58 тыс. кв. м в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Селигерская» на севере города и «Ботаника Молл» на 25,5 тыс. кв. м в ТПУ «Ботанический сад» на северо-востоке столицы, сроки завершения которых ранее переносились, отмечает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Также из числа крупных проектов в этом году открылся «Кузьминки Молл» на 33 тыс. кв. м, и ожидаются «Место встречи Орион» и ЗУМ, продолжает Ногай. На этом фоне объем ввода новых объектов также вырастет.
По прогнозам CMWP, в 2024 году суммарная площадь сданных торговых объектов достигнет 206 тыс. кв. м, в то время как в 2023 году показатель был в несколько раз меньше — 48 тыс. кв. м.
Средний размер ТЦ, запланированных к вводу до конца года, составит 12,9 тыс. кв. м, что примерно в полтора раза больше, чем год назад
Пик ввода гигантских торгцентров пришелся на 2014–2016 годы, когда были построены торгцентры, напоминает партнер Nikoliers Анна Никандрова. Но сегодня строительство таких крупных объектов, как «Авиапарк» или Columbus,— это редкость для рынка, констатирует партнер «Ricci | Консалтинг и оценка» Яна Кузина. По ее словам, застройщики сосредоточились на реализации торгцентров районного формата от 5 до 15 тыс. кв. м.
С развитием онлайн-ритейла и уходом с российского рынка заметного числа западных брендов форматы торговли сместили акценты на досуговую, спортивно-развлекательную и сервисную функцию, чем и обусловлено развитие, например, термальных комплексов внутри торгцентров, отмечает Кузина. Средняя площадь магазинов снижается, а в офлайн-пространстве представлены только востребованные товары из ассортимента, добавляет директор по управлению активами ADG Group Мария Ромашина.
Сейчас многое можно купить онлайн, а в районные комплексы рядом с домом жители приходят за товарами первой необходимости и в фудкорты, напоминает эксперт.
Все больше потребителей стали ценить свое время, что привело к снижению спроса на посещение больших объектов, преимущественно расположенных на окраине города, продолжает Ромашина. А пандемия и специальная военная операция РФ на Украине, сопровождавшиеся ограничениями и дальнейшим ростом объема вакантных площадей в крупных торговых центрах, продемонстрировали большую устойчивость малых форматов к влиянию внешних факторов, добавляет она.
Из-за строительства новых жилых комплексов спрос на небольшие торгцентры в пешей доступности от дома возрастает, говорит Екатерина Ногай. В 2023 году, по данным информсистемы «Наш.Дом.РФ», объем ввода жилья в Москве вырос на 8 проц год к году, до 7,3 млн кв. м. В ближайшие годы в Москве будут преимущественно вводиться торгцентры районного формата, ожидает Ногай. По ее прогнозам, в последующие годы средняя площадь вводимых объектов будет еще больше сокращаться. Об этом пишет "Ъ".