• Home
  • Novostee
  • Ритейл
  • В 15 городах-миллионниках России в 2023 году снизилась обеспеченность торговыми площадями

В 15 городах-миллионниках России в 2023 году снизилась обеспеченность торговыми площадями

By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Ритейл

Credits: FashionUnited

Аналитики консалтинговой компании NF Group оценили обеспеченность качественными торговыми площадями жителей 15 городов-миллионников России. По итогам 2023 года средний показатель составил 500 кв. м на 1 000 человек, что на 1,5 проц меньше, чем в 2022 году. Снижение зафиксировано в 10 из 15 исследуемых городов и особенно заметно в Красноярске (-8 проц), Казани (-7,5 проц) и Екатеринбурге (-5,7 проц), что связано с отсутствием открытий новых торговых центров и ростом численности населения.

В Санкт-Петербурге и Москве также зафиксировано снижение показателя – на 3 проц и 1 проц соответственно. Положительная динамика обеспеченности торговыми центрами была установлена в Перми (+4,2 проц), Омске (+2,2 проц) и Ростове-на-Дону (+1,4 проц). Если все запланированные на 2024 год открытия ТЦ состоятся, то средняя обеспеченность торговыми площадями по итогу года может вырасти на 3 проц и составить 515 кв. м.

По итогам 2023 года обеспеченность качественными торговыми площадями в среднем для 15 городов-миллионников составила 500 кв. м на 1 000 человек, что на 1,5 проц меньше, чем в 2022 году, когда она достигала 507 кв. м. Если все запланированные на 2024 год открытия ТЦ состоятся, то средняя обеспеченность торговыми площадями по итогу года может вырасти на 3 проц и составить 515 кв. м.

Снижение показателя обеспеченности торговой недвижимостью зафиксировано в 10 из 15 исследуемых городов и особенно заметно в Красноярске, где по итогам года обеспеченность составила 345 кв. м на 1 000 человек, что на 8 проц меньше, чем в 2022 году. В Казани показатель сократился на 7,5 проц, до 363 кв. м, в Екатеринбурге – на 5,7 проц, до 640 кв. м. Спад объясняется отсутствием открытий новых ТЦ и ростом численности населения в этих городах, кроме того, в Казани на реконструкцию закрылся ЦУМ.

В Санкт-Петербурге и Москве также зафиксировано снижение показателя – на 3 проц (с 401 кв. м до 387 кв. м) и 1 проц (с 580 кв. м до 574 кв. м) соответственно. При этом столица остается в топ-5 городов по обеспеченности населения торговыми площадями, располагаясь на четвертом месте после Самары (771 кв. м), Екатеринбурга (640 кв. м), Нижнего Новгорода (594 кв. м), а замыкает топ-5 Воронеж (520 кв. м). Положительная динамика обеспеченности торговыми площадями в 2023 году была установлена в Перми (+4,2 проц), Омске (+2,2 проц) и Ростове-на-Дону (+1,4 проц).

В Москве наблюдается неравномерная обеспеченность жителей торговыми центрами. Например, в ЦАО на 1 000 человек приходится 797 кв. м, что объясняется большим количеством ТЦ в этом округе при относительно невысокой плотности населения. В то время как в ВАО, несмотря на более чем в два раза большее население по сравнению с ЦАО, показатель составляет 373 кв. м. Это обусловлено историческим преобладанием промышленных зон в ВАО, однако благодаря вниманию властей к развитию таких районов, в будущем здесь также могут появиться новые торговые центры.

Высокая потребительская активность и новые бренды российских ТЦ послужат стимулом для развития сектора торговой недвижимости в 2024 году

В 2023 году общий объем рынка торговых центров Москвы достиг 7,5 млн кв. м, при этом доля свободных площадей снизилась на 7,2 п. п. и составила 8,4 проц. Высокие темпы поглощения вакантных площадей стали возможны благодаря активной экспансии российских fashion-ретейлеров. Более 90 проц площадей в 77 проц торговых центров Москвы уже заняты, в остальных 10 проц ТЦ заполняемость составляет менее 80 проц (к таким объектам относятся все ТЦ «Мега», где площади под якорных арендаторов пока остаются свободными).

Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group: «В прошлом году в России наблюдалось снижение обеспеченности торговыми площадями, что во многом объясняется несколькими ключевыми факторами. Во-первых, низкая девелоперская активность в 2021-2022 гг., обусловленная экономическими и регуляторными неопределенностями, сдерживала запуск новых проектов. Во-вторых, мы столкнулись с задержками ввода новых торговых объектов. Наконец, вызванные разными причинами локальные закрытия торговых центров, как, например, закрытие ТЦ в Казани. Однако есть основания полагать, что к концу 2024 года показатель вырастет на 3 проц на фоне как стабилизации рыночных условий, так и ввода в эксплуатацию заявленных к открытию ТЦ. В любом случае высокая потребительская активность и новые бренды российских ТЦ послужат стимулом для развития сектора торговой недвижимости».

торговая Недвижимость