• Home
  • V1
  • Fashion
  • CPM: Европейский взгляд на ситуацию в РФ

CPM: Европейский взгляд на ситуацию в РФ

By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Fashion

В 2014 году снижение российского фэшн-рынка составит 14-17 проц, а в следующем году будет падение еще на 12 проц. Форум RFRF в рамках выставки CPM традиционно открыл доклад Райнхарда Депфера, президента Европейского совета экспортеров модной одежды и текстиля (EFTEC). Он рассказал, как европейские

бренды (сегментов "средний" и "средний плюс", не включая сетевых ритейлеров) реагируют на фундаментальные изменения на российском модном рынке. Тема актуальна в условиях непростой ситуации в сфере развития индустрии на фоне падения рубля и общей стагнации экономики.

Райнхард Депфер: Мы не привыкли к падению на рынке России

Как отметил г-н Депфер, то, что происходит сейчас в РФ, непривычно для европейца:

"Раньше мы видели рост, а сейчас наблюдаем снижение оборотов. Но надо понять, всего ли рынка это касается или только некоторых сегментов".

Затем эксперт вспомнил, как развивался наш рынок с начала существования выставки CPM: "В 2003 году мы начали с довольно низких показателей, после первого кризиса, который нам удалось пережить, началась фаза бума - в период с 2004 по 2008 гг. Затем наступил мировой финансовый кризис 2008 года. Фактически российский рынок одежды достаточно сильно просел в 2009 году. Тогда мы посчитали, что до 2013 года будет продолжаться фаза восстановления и роста. Но, к сожалению, все вышло не совсем так. Сейчас РФ фактически находится на уровне 2009 посткризисного года".

Г-н Депфер отметил, что сегодня европейские производители находятся не в самом лучшем положении: "Хотел бы отметить, что мы переживаем худший сценарий, когда помимо европейских поставщиков, мы видим массу поставщиков из Китая, а также белорусских производителей. Нельзя забывать и о российском производстве, которое в некоторых сегментах показывает хорошую динамику. Обороты европейских компаний в РФ снижаются. Один из ярких примеров - Stockmann, оборот в РФ которой упал на 15,4 проц, и они ожидают, что падение продолжится в ближайшие месяцы. Это действительно фундаментальные изменения. Мы привыкли видеть, что рынок растет".

Сделано в Китае

На российском рынке все больше одежды, которая сделана в Китае. Это вполне логичное следствие стремительного роста объемов продукции, произведенной как частными китайскими лейблами, так и по заказу международных сетей. Эти поставки в российские магазины осуществляются напрямую из Поднебесной. "Этот процесс идет давно. В 2009 году Китай по поставкам одежды в РФ существенно отставал от стран ЕС. Затем соблюдался баланс, и вдруг неожиданно в 2012 году, когда игроки смотрели на рынок достаточно оптимистично, произошел колоссальный скачок ввоза китайской продукции. Объем товарооборота составил 6,5 млрд долл. Все это пришло на российский рынок и, конечно, привело к нарушению баланса. В итоге остались огромные излишки продукции", - сказал глава EFTEC.

Предложение превышает спрос

"Фундаментальным можно назвать изменение, в результате которого предложение на рынке превышает спрос, - отметит Депфер. – Причем данный феномен отражает ситуацию внутри рынка и не имеет ничего общего с падением курса рубля или политическими событиями, поскольку "донорство" в отношении заказов было предопределено и заложено намного раньше, нежели в прошлом и позапрошлом годах. Это обусловлено "насыщением рынка", в частности Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и крупных городов – таких, как Екатеринбург или Краснодар, где и реализуется порядка 70 проц совокупных оборотов российского ритейла».

Еще одно изменение, связанное с вышеуказанными тенденциями - открытие огромного количества ТЦ. В ближайшие 12 месяцев в России ожидается введение в эксплуатацию 2,6 млн торговых площадей. Это пузырь, который рано или поздно лопнет, подчеркнул спикер.

Откуда берутся цены?

Также г-н Депфер сказал, что стремительный рост и развитие международных сетей дешевой одежды на рынке России за период с 2009 года (европейским производителям сложно следовать тенденции экспансии в регионы) вызвали колоссальные изменения восприятия цен в сознании самих потребителей. Теперь большинство российских покупателей задают мультибрендовым ритейлерам сакраментальный вопрос: «А почему в H&M блузка стоит на 40 проц дешевле, чем аналогичные модели других европейских производителей?» - независимо от того, работает ли в их городе подобный магазин. Для региональных мультибрендовых ритейлеров появление крупного сетевого ритейла в их собственном городе с населением, скажем, 600 тысяч жителей, несомненно означает огромные проблемы, ведь новый конкурент полностью изменит весь бизнес-ландшафт.

Райнхард Депфер: "При всей моей любви к российскому рынку, все эти проблемы на рынке создали сами россияне. И это еще не все. Растут онлайн-продажи. Интернет-ритейлеры начинают производить изделия под собственными брендами в Китае. Конкуренция растет. Две такие компании обеспечили прирост товароборота на 15 проц в прошлом году. Правда, сообщается, что впереди падение рынка e-commerce в стране, поскольку почти все крупные интернет-торговцы работают практически без прибыли. В дальнейшем это скорее всего приведет к развитию классических мультибрендовых сетей".

Так как же европейские производители готовой одежды реагируют на события, происходящие в РФ?

Как заявил г-н Депфер, европейские компании-участники CPM (это поставщики, не тиражирующие бренды в сетевой ритейл, и полностью зависящие от успешности мультибрендовых магазинов) полны решимости продолжить поставки качественной готовой одежды в сегментах от среднего до премиального, следуя среднесрочной стратегии освоения рынка, параллельно с крупными международными сетевиками, учитывая однако другие ориентиры. Почему они по-прежнему выставляются здесь? И что изменилось в нынешних условиях? Бренды хотят открыть новый подход работы с клиентами на выставке. Они хотят приблизиться к заказчику более плотно и работать с ним, помогая решать проблемы, менять схемы мерчендайзинга, консультировать, чтобы клиенты могли контролировать свои продажи. Главное - это взаимоотношения поставщиков и клиентов. И необходимо финансирование. А с этим как раз есть проблемы, отметил спикер. Негативные последствия из-за санкций, по его словам, заметны. Деньги из РФ приходят с опозданием из-за бюрократических издержек. В итоге и заказанные изделия не успевают поступать к началу сезона.

"Именно поэтому так важна коммуникация между поставщиком и заказчиком. И мы рассчитываем на продолжение отношений, которые позволят преодолеть текущие проблемы, - резюмировал Депфер. - Что касается перенасыщения российского рынка, то хотел еще раз подчеркнуть, что это произошло именно по вине самого рынка. Украинский кризис здесь ни при чем".

Текст: Наталья Попова, FashionUnited

CPM - Collection Premiere Moscow
RFRF
Russian Fashion Retail Forum