• Home
  • V1
  • Fashion
  • Равнение на Казахстан

Равнение на Казахстан

By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Fashion

Сфера интересов российских и зарубежных ритейлеров все больше распространяется на рынки СНГ, в частности, на Казахстан. В Esper Group проанализировали, что привлекает компании в этой стране, а что сдерживает

.

В условиях ограниченности аналитической информации по динамике развития рынка, отсутствия данных о модели потребительского поведения при покупке одежды, обуви и аксессуаров и дефицита подходящих торговых площадей игроки однозначно причисляют Казахстан к наиболее перспективным для развития в регионе Россия-СНГ рынкам, оставляя Украину на вторых ролях.

Практика
показывает, что работу на казахском рынке большинство компаний начинали "всплепую", опираясь на интуитивное ощущение от потенциальных возможностей столь крупной по территории страны, сохранившей прослойку номенклатуры и отчаянно борющейся за формирование среднего класса, размеры и уровень доходов которого скорее наводят на мысль об элитарном обществе. Макроэкономические показатели указывают на стабильность экономики и позволяют отнести ее к странам со средним уровнем дохода.

Действительно, темп прироста ВВП в 2012 году составил 5,1%, среднедушевой доход составил 12 210 долларов (14 660 долларов по покупательной способности).

Исключать фактора высокой – 7% - инфляции, конечно, нельзя, однако опыт работы в стране с высокой инфляцией давно приобретен большинством игроков в России и на Украине.

При ближайшем рассмотрении фэшн-ритейлерам стоит, тем не менее, сделать несколько оговорок, прежде чем безусловно полагаться на успех продаж в Казахстане.

Во-первых, на макроуровне стабильность экономики далеко не так безусловна. Деловая активность в отраслях напрямую зависит от политических условий в стране. Пока сохраняется "железная демократия" Нурсултана Назарбаева, сохраняются и привилегии номенклатуры, и покупательская способность "среднего класса", на практике представленного широчайшей сетью аффилированных с бюрократическим аппаратом лиц и сконцентрированного в крупных городах Казахстана.

Во-вторых, экономика Казахстана в еще большей степени зависит от экспортной конъюнктуры цен на нефть, чем Россия. Следовательно, любые глобальные турбуленции, ведущие к спаду спроса на нефть – будь то продолжение рецессии на Западе или рост популярности альтернативных источников энергии при снижении издержек их использования – могут быть потенциальной угрозой благосостоянию большей части потребительского пула.

В-третьих, несмотря на значительную территорию, население страны не столь велико: в силу климатических условий плотность населения довольно низкая. Таким образом, ограничена и естественная емкость рынка. В стране проживает 17,1 млн. потребителей – для сравнения, на Украине – 45,7 млн. человек, в Польше – 38,2 млн., в России – 143,3 млн. человек. Очевидно, естественные перспективы развития в стране очевидно ниже, чем в вышеназванных странах, хотя экономические условия в Казахстане по многим параметрам более благоприятны.

Наконец, стоит отметить и качественные особенности спроса. И здесь все также не столь благополучно.

Лишь 26,1% потребителей в январе 2013 года сообщили об улучшении финансового состояния в собственном домашнем хозяйстве и, соответственно, увеличении спроса на товары длительного пользования по сравнению с предыдущим месяцем. Вместе с тем 32% респондентов отметили ухудшение финансово-экономического состояния своего домашнего хозяйства (в январе 2011 об этом сообщали 29% и 19% соответственно).

Индекс желания покупать одежду в январе 2009 года опускался до минимума (-5% - то есть у потребителей не только нет желания покупать, но и есть желание у кого-то еще и продать свою собственную одежду в секонд-хенд или еще куда-нибудь – и такова была реакция, в том числе, и на падение цен на нефть), в июле 2011 года вырос до максимума (+10%), а к октябрю 2012 года снизился до 6%. Для сравнения – индекс желания покупать в «стагнирующей» России составил +29% в июле 2011 года, в октябре 2012 года (перед замедлением в последнем квартале) сократился до 21%.

Присутствие на рынке Казахстана, безусловно, важно с позиции закрепления позиций в регионе Центральной Азии, кроме того, покупательная способность, хотя и сократилась, остается довольно высокой. На фоне замедления деловой активности в России в 2013 году - первой половине 2014 года рынок Казахстана будет становиться относительно все более и более привлекательным для российских операторов, а зарубежные компании будут постепенно осваивать этот рынок в поисках дополнительных ниш приложения усилий. Казахстан может также стать одной из площадок для избавления от товарных запасов, накопившихся на складах за последний неудачный квартал и ближайшие кварталы, в которых активизации продаж также не ожидается. В то же время работу на казахском рынке следует вести осторожно и не ожидать от него сверх-результатов, поскольку чрезмерно оптимистичные ожидания могут повлечь за собой большие инвестиции, которые в случае перемен в политической обстановке (вплоть до «казахской весны») и глобальной энергетической ценовой политике могут оказаться неприбыльными.

На фото: Esentai Mall, Алматы

Esper Group