Равнение на Казахстан
By FashionUnited
loading...
В условиях ограниченности аналитической информации по динамике развития рынка, отсутствия данных о модели потребительского поведения при покупке одежды, обуви и аксессуаров и дефицита подходящих торговых площадей игроки однозначно причисляют Казахстан к наиболее перспективным для развития в регионе Россия-СНГ рынкам, оставляя Украину на вторых ролях.
Практика
Действительно, темп прироста ВВП в 2012 году составил 5,1%, среднедушевой доход составил 12 210 долларов (14 660 долларов по покупательной способности).
Исключать фактора высокой – 7% - инфляции, конечно, нельзя, однако опыт работы в стране с высокой инфляцией давно приобретен большинством игроков в России и на Украине.
При ближайшем рассмотрении фэшн-ритейлерам стоит, тем не менее, сделать несколько оговорок, прежде чем безусловно полагаться на успех продаж в Казахстане.
Во-первых, на макроуровне стабильность экономики далеко не так безусловна. Деловая активность в отраслях напрямую зависит от политических условий в стране. Пока сохраняется "железная демократия" Нурсултана Назарбаева, сохраняются и привилегии номенклатуры, и покупательская способность "среднего класса", на практике представленного широчайшей сетью аффилированных с бюрократическим аппаратом лиц и сконцентрированного в крупных городах Казахстана.
Во-вторых, экономика Казахстана в еще большей степени зависит от экспортной конъюнктуры цен на нефть, чем Россия. Следовательно, любые глобальные турбуленции, ведущие к спаду спроса на нефть – будь то продолжение рецессии на Западе или рост популярности альтернативных источников энергии при снижении издержек их использования – могут быть потенциальной угрозой благосостоянию большей части потребительского пула.
В-третьих, несмотря на значительную территорию, население страны не столь велико: в силу климатических условий плотность населения довольно низкая. Таким образом, ограничена и естественная емкость рынка. В стране проживает 17,1 млн. потребителей – для сравнения, на Украине – 45,7 млн. человек, в Польше – 38,2 млн., в России – 143,3 млн. человек. Очевидно, естественные перспективы развития в стране очевидно ниже, чем в вышеназванных странах, хотя экономические условия в Казахстане по многим параметрам более благоприятны.
Наконец, стоит отметить и качественные особенности спроса. И здесь все также не столь благополучно.
Лишь 26,1% потребителей в январе 2013 года сообщили об улучшении финансового состояния в собственном домашнем хозяйстве и, соответственно, увеличении спроса на товары длительного пользования по сравнению с предыдущим месяцем. Вместе с тем 32% респондентов отметили ухудшение финансово-экономического состояния своего домашнего хозяйства (в январе 2011 об этом сообщали 29% и 19% соответственно).
Индекс желания покупать одежду в январе 2009 года опускался до минимума (-5% - то есть у потребителей не только нет желания покупать, но и есть желание у кого-то еще и продать свою собственную одежду в секонд-хенд или еще куда-нибудь – и такова была реакция, в том числе, и на падение цен на нефть), в июле 2011 года вырос до максимума (+10%), а к октябрю 2012 года снизился до 6%. Для сравнения – индекс желания покупать в «стагнирующей» России составил +29% в июле 2011 года, в октябре 2012 года (перед замедлением в последнем квартале) сократился до 21%.
Присутствие на рынке Казахстана, безусловно, важно с позиции закрепления позиций в регионе Центральной Азии, кроме того, покупательная способность, хотя и сократилась, остается довольно высокой. На фоне замедления деловой активности в России в 2013 году - первой половине 2014 года рынок Казахстана будет становиться относительно все более и более привлекательным для российских операторов, а зарубежные компании будут постепенно осваивать этот рынок в поисках дополнительных ниш приложения усилий. Казахстан может также стать одной из площадок для избавления от товарных запасов, накопившихся на складах за последний неудачный квартал и ближайшие кварталы, в которых активизации продаж также не ожидается. В то же время работу на казахском рынке следует вести осторожно и не ожидать от него сверх-результатов, поскольку чрезмерно оптимистичные ожидания могут повлечь за собой большие инвестиции, которые в случае перемен в политической обстановке (вплоть до «казахской весны») и глобальной энергетической ценовой политике могут оказаться неприбыльными.
На фото: Esentai Mall, Алматы