• Home
  • V1
  • Fashion
  • Рынок одежды РФ: взгляд изнутри

Рынок одежды РФ: взгляд изнутри

By FashionUnited

loading...

Scroll down to read more

Fashion

На фоне объявления все новых и новых санкций государство берет курс на импортозамещение. Ситуация в стране напряженная, искусственное противостояние "Запад-Россия" набирает обороты, настроения у всех пессимистичные. К чему все это приведет?

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс в рамках Russian Fashion Retail Forum на CPM сфокусировалась на двух основных аспектах, активно обсуждающихся сегодня в профессиональном сообществе. Первое – импортозависимость, второе – импортозамещение.

Пре

жде всего, она перечислила критические факторы, которые влияют на прогноз состояния рынка. Это геополитические новости (война на Украине и санкции), которые косвенно, но оказывают воздействие на ситуацию в индустрии; экспертный прогноз инфляции, который составляет от 6 проц до 8 проц; скорректированный прогноз Минэкономразвития, предусматривающий ухудшение ряда показателей (снижение доходов граждан, потребления, отсутствие динамики розницы и сокращение планируемого объема инвестиций в 2,5 раза - 1 проц вместо 2,4 проц).

Импорт и санкции

Что касается импортозависимости страны, то здесь статистика приводится разная: оценка доли импорта разнится. В среднем она составляет 60 проц.

«Российский рынок текстиля, одежды и обуви – один из самых импортозависимых, - подчеркнула Анна Лебсак-Клейманс. – По экспертным оценкам, это более 80 проц швейных изделий, 85 проц обуви. По данным Минлегпрома, доля швейных изделий отечественного производства составляет 41 проц против 59 проц импорта, обуви — 33 проц против 67 проц импорта, а трикотажных и чулочно-носочных изделий — порядка 12 проц. Однако сгущать краски по поводу глобального влияния санкций на импорт все же не стоит, ведь объемы ввоза в страну товаров по классу “одежда и текстильные изделия” из стран ЕС, поддержавших санкции против России в 2013 году, по данным Euratex, составляют менее 7 проц. Кроме того, на данный момент нет прямых ограничений на поставки тканей, одежды и обуви».

Угрозы дефицита модной одежды, впрочем, не будет даже в случае жесточайших санкций. «Ведь сегодня гораздо более значительная доля товаров поступает из Китая и Турции — государств, в меньшей степени подверженных "санкционному" обострению», - отметила спикер. Поставки из Евросоюза в январе-июле 2014 года сократились на 3,5 проц, при том, что за этот же период импорт текстильных изделий и обуви вырос на 51,7 проц и составил 1,6 млрд долл. В случае дальнейшего снижения импорта из стран ЕС "модный дефицит" может быть полностью замещен альтернативными поставщиками - странами Юго-Восточной Азии, частью стран Восточной Европы и Турцией.

Выбирай российское

Говоря об импортозамещении, Лебсак-Клейманс отметила, что следовать этому курсу российской легкой промышленности совсем непросто. На протяжении многих лет проблемы отрасли только усугублялись. Производственные фонды износились морально и физически. Оборудование либо старое, либо импортное. Сформировалась глубокая сырьевая зависимость от импорта (своего сырья просто нет). Также сохраняется высокая доля теневого оборота внутреннего рынка. По оценкам Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, объемы контрабандной и контрафактной продукции составляют 1 трлн руб – более трети рынка; по сведениям Министерства экономического развития РФ — 25 проц, по данным МЭР России - доля теневого импорта швейных изделий и обуви — 50–60 проц!

Динамика производства легкой промышленности

• в 1990-2000 е годы - обвального снижения в натуральном выражении в 8 раз

• в 2000-2013 годы демонстрировался умеренный рост производства - в 2 раза с учетом некоторого снижения в 2009 -10 гг.

Что делать?

«В целом можно говорить о том, что источники возрождения отрасли лежат в ее качественном преобразовании и изменении механизмов как внутри нее самой, так и вне национального рынка, - заявила Лебсак-Клейманс. - Сегодня главную скрипку играют розничные продажи и конечный потребитель, а не текстильные предприятия. Эти крупные сети и определяют глобальные цепи поставок. В 1990-е годы у российских компаний легкой промышленности был опыт работы с западными брендами по давальческим схемам, но, к сожалению, в целом предприятия остались вне процессов глобального перемещения производств. Чтобы включиться в глобальное разделение труда, необходима смена сырьевой парадигмы. Вернуться к этому сейчас достаточно сложно. И даже отечественные компании вынесли свое производство в южно-азиатский регион. Стратегия ориентации на внутренний рынок – это забег на короткую дистанцию. В долгосрочной перспективе она ни к чему не приведет».

В завершении своего доклада Лебсак-Клейманс предложила свое видение шагов в направлении восстановления российского легпрома. Первое – это сохранение функционирующих текстильных предприятий с переориентацией их на производство тканей из синтетических волокон и смесовых тканей (в основе которых "наше все" - нефть). Второе - развитие отечественных брендов с основной долей производства в южно-азиатском регионе и частичным производством локально (как, например, Gloria Jeans, Твое, Orby).

Текст: FashionUnited

CPM - Collection Premiere Moscow
Fashion Consulting Group
RFRF
Russian Fashion Retail Forum